Вопрос №1425
Создание и просмотр кино – страшный грех?
Алексей
, Астрахань, Россия
23/05/2004
Уважаемый о.Олег!
Не кажется ли вам, что создание и просмотр художественных (не документальных и не описывающих реальные события) фильмов является страшным грехом? Ведь тем самым люди стараются убежать (хотя бы на время) от реального мира, созданного Богом, придумывают и погружаются в свое, более привлекательное для них, не доверяя Божьему промыслу и отказываясь полностью нести свой крест.
Ответ отца Олега Моленко:
Ответ этот не для отшельников, но для тех, кто реально живет в современном мире.
В отношении фильмов все зависит от подхода. Сама по себе способность фиксировать изображение на пленке дарована Богом. Способность воображать, художественно изображать и образно излагать – тоже от Бога. Сам Господь в Своих притчах употреблял различные образы и сравнения. Если бы не Его Божественный авторитет, то нам бы никогда и в голову не пришло сравнивать Царство Небесное с жемчужиной, 10 девами или неводом. А посмотри на библейские пророческие видения или картины апокалипсиса – ну чем не кино! Правда, документальное и образное одновременно! И видение некоторыми людьми перед смертью всей своей жизни в кратчайшие мгновения – это тоже своего рода документальное кино. Разница лишь в средствах записи и воспроизводстве ее. Ведь и летать можно на самолете или по-ангельски.
И вот, допустим, я имею возможность снять фильм, скажем, по притче о 10 девах. То есть хочу зрительно выразить то, что я увидел в этой притче. Выбираю 10 актрис и одного актера и точно по евангельскому повествованию снимаю фильм. Какой же здесь грех? Ведь я только "оживил" несколько евангельское повествование. Ведь не зря же первоначально кино называлось живыми картинками. Итак, само по себе кино нейтрально, как и бумага с красками для книг. Все дело – кто и что будет снимать или писать в книге, или с какой целью это будет использоваться.
Можно использовать кинематограф для увода от реальной жизни в созданные иллюзии (но иногда и это помогает людям в тяжкую годину). Можно насаждать разврат и насилие. Можно преследовать политические или партийные цели и делать из кино пропаганду ложных идей или прививать политические пристрастия. А можно им пробуждать добрые светлые чувства, напоминать о Боге и спасении и призывать к покаянию и борьбе с грехом. Многое зависит и от воспринимающего человека, его духовности и умонастроения. Поэтому все дело сводится к разумной селекции и оценки по плодам. Конечно, по внушению бесов и человеческим страстям большинство игровых фильмов приносят дурной плод. Но виноват в этом не кинематограф (как образное средство и язык), а люди, их качество и выбор.
Тем не менее с Божьей помощью создаются хорошие и полезные фильмы, в т.ч. и на фабрике грез Голливуде (например, "Грин майл" с Томасом Хенком). И уж во всяком случае, не должно отдавать такое мощное средство воздействия на людей, как кинематограф (а также компьютеры и интернет) на откуп только сатане и бесам его!
Мне приходило по вдохновению несколько раз желание и представление снять игровые фильмы на конкретные православные темы. И уверяю тебя, это были бы очень душеполезные фильмы. Через кино можно было бы дать людям образец настоящего положительного героя – святого отца, а не "брата" в исполнении умершего С.Бодрова.
Вообще беда людей состоит в том, что они пытаются как рабы греха (те, кто хоть как-то желают вырваться из этого рабства) мерить все запретами, правилами и нормами, подгоняя их под свою немощь. Так, они установили ложное понятие о грехе, не по виду и названию, а по определению – согрешил "я" или нет.
Например, ты съел огурец или кусок курицы, или посмотрел фильм "Грин майл". Как определить – согрешил ты или нет? Буквалисты начнут определять, исследовать и измерять, мол, когда съел, какое количество, в какое время, для того, чтобы грех отыскать и на что-нибудь его обпереть и т.п. Про фильм они сразу скажут: "Грех", ибо кино от бесов.
На самом деле истинное определение того, согрешил ты или нет, может быть дано только самим согрешившим (вот почему он сам идет на исповедь и кается в содеянном грехе) и только одним верным средством – ощущением отступления или умаления благодати. Если при просмотре фильма благодать не отошла, а то и положительно проявила себя, вызвав, например, сильное чувство покаяния или благодарности Богу, то ты не согрешил. Если же ты съел по страсти один небольшой огурец и благодать отошла – то ты согрешил.
Конечно, для определения согрешения таким образом нужно ощутимо иметь благодать и внутренний мир Божий (при согрешении он теряется), т.е. быть живым. Духовно мертвый не чувствует по своей мертвости – грешит он или нет. Такой человек постоянно пребывает в грехе, как в грязи или болезни. Но при чем здесь Божий промысел, несение креста или кино?