Вопрос №1458
В каких случаях Церковью прощаются грехи, и в каких оставляются?
Вася Федченко
, Киев, Украина
31/05/2004
Уважаемый отче!
У меня такие вопросы по исповеди.
1) Прощает ли Церковь смертные грехи, перечисленные в скрижалях Моисеевых, кающемуся? Если это возможно, то при каких условиях?
2) При каких условиях священник может отказать мирянину в прощении грехов?
3) Слышал мнение, что в ранней Церкви исповедь была публична и проводилась раз в жизни мирянина. Так ли это?
4) Если человек не исповедовался при жизни, а после его смерти родственники заказывают отпевание, при котором священник прощает его грехи совершенные при жизни, правильно ли он поступает?
Ответ отца Олега Моленко:
1) Церковь в лице священнослужителя своего может прощать находящемуся при жизни и разуме человеку все исповеданные им грехи, в том числе и нарушения десяти заповедей, данных Богом людям посредством святого Моисея.
Непременным условием прощения этих и других смертных грехов есть искренное раскаяние в них с сокрушением сердца, самоотверженное их исповедание перед священником (или публично перед всей церковью) без умаления и самооправдания, ненависть к этим грехам и греховности вообще, оставление этих грехов раз и навсегда, исправление и обещание Богу блюстись от них, неуклонное понесение назначенной за них епитимьи. Для получившего прощение в тяжких грехах важно в дальнейшем жить в непрестанном покаянии и молитве, во внимании к себе и к приходящим помыслам, в противлению греху и обузданию действия страстей в их начальных движениях.
2) Священник может отказать мирянину в прощении грехов при неисполнении последним условий таинства исповеди; если не видит должного раскаяния в грехах; если во время исповеди кающийся оправдывает себя и перекладывает вину на других людей; если нет решимости и обещания больше не впадать в смертные грехи; если кающийся допустил сомнения в истинности Церкви и данного священника, или не верит, что получит разрешение грехов; если кающийся отказывается принять епитимью; если кающийся не отрекается от еретических взглядов и разномыслия с Церковью.
3) Действительно, в древней церкви существовала форма публичной исповеди (в основном, за ереси и тяжкие грехи, которые непременно ложились на всю общину). Она существовала наряду с тайной исповедью и могла повторяться при нужде. Польза от нее кающемуся была великая, ибо стыд от обличения своих греховных деяний перед всей общиной был несравненно большым, чем только перед одним священником, соответственно и стимул больше не грешить.
4) Если человек не исповедался при жизни, то по его смерти уже никто, кроме Господа Бога, знающего его сердце и все деяния, промыслы и желания, не может простить ему грехи.
Священник, пытающийся (разумеется, что за мзду) это делать, тяжко согрешает, тщетно восхищая на себя посмертный суд Божий.