Вопрос №1465
Почему Бог отменяет Свои обетования?
Кирилл
, Иерусалим, Израиль
02/06/2004
Здраствуйте, уважаемый отец Олег.
Хочу высказать Вам истинное почтение за Вашу мудрость и превосходное знание Священного Писания.
У меня следующий вопрос: разве Всевышний, благословен Он во веки веков, подобен человеку в Своих деяниях? Разве может он сказать и не сделать? Разве может пообещать и передумать? Если нет, то как же можно утверждать, что Он разгневался на народ Израиля, скрыл Лик Свой от Иакова, первенца Своего и заменил его другим народом, перечеркнул слова Ветхого Завета и даровал Новый, тогда как в самом тексте Ветхого Завета, признаваемого христианами, Он не раз обещает хранить союз с потомками Авраама вечно.
"Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов, которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный..." (Псалтырь 104:8-10).
Бог же сказал [Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него. (Бытие 17:19)
Неужто передумал Господь воинств, оставил народ Свой, что вывел Он из Египта рукою сильной и десницею простертой?
"не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал;" (Исая 44:1,2).
Разве любовь Господа, как любовь человеческая, ветренна? Как вам, христианам, не знать о любви Божьей, о которой возвещаете вы?
Искренне надеюсь, что Вы не обойдете вниманием мои вопросы.
Со всем уважением к Вам и всем исповедующим христианство!
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Кирилл.
Правда, что Господь Бог не подобен в Своих деяниях человеку, а потому и недоступен пониманию людей.
Тем не менее, Он может сказать и не сделать, если сказанное имело условия, как, например, пророчество об уничтожении Ниневии, отмененное Богом из-за покаяния ниневитян. Вот почему верно говорить, что если Бог сказал, то так и будет, а если Господь Бог сказал людям - то еще вопрос. Почему? Потому что Бог есть Господь именно для разумной твари Своей, и прежде всего для людей. А поскольку по воле Бога существует разумная тварь, имеющая свою волю (а значит, способность и возможность противиться воле Божией), то возникают различные проблемы от своеволия этих тварей. Из-за этого Господь Бог в отношении этой твари может сказать - и не сделать, пообещать - и передумать, сделать - и раскаяться, что сделал. Это происходит не от непостоянства Господа Бога, а от Его уважения воли Своих творений.
Вот пример из книги Бытия: гл.6:
"5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их".
То, что Бог разгневался на народ Израиля и скрыл лик Свой от Иакова, говорит Сам Господь Бог в Своем слове. То, что один плотской народ (евреи) заменен на народ верующий и духовный, состоящий из многих различных людей, выходцев из разных народов, в том числе из еврейского - тоже сказано в слове Божьем. Смущение от некоторых слов Священного Писания, которое ты пытаешься выразить в своих вопросах, возникает от нескольких принципиальных ошибок, допущенных при неправильном прочтении этих мест. Приняв ложное положение, возникшее от своего невнимания и неправильного подхода к Писанию, за истинное, человек (в данном случае - ты) сам вносит в свою душу и ум смущение. На самом деле никаких оснований для смущений в Писании нет. Любовь Господа Бога к людям не ветренна, что Он доказал Своей земной жизнью и крестной смертью. Но дело не в любви Бога к людям, а в их нелюбви к Богу и уклонении от Его путей.
Ин.1:"11 Пришел к своим, и свои Его не приняли".
Ин.5:"40 Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
41 Не принимаю славы от человеков,
42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной (т.е. антихрист) придет во имя свое, его примете.
44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам"?
Ин.8:"44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего".
При чем же здесь любовь Божия? Ведь это свои формально правоверные люди Его предали, не приняли, не поверили, отвергли, возненавидели и подло убили, и усыновились сатане.
Посмотрим на приведенные тобой цитаты, только возьмем их в несколько большем контексте, выделив ключевые слова красным цветом.
Псал.104:"1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.
7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
8 Вечно помнит завет Свой, слово, <которое> заповедал в тысячу родов,
9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: "тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего".
...
42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему,
43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,
44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,
45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия"!
Оставим пока в стороне духовное толкование святых отцов этого места в приложении к внутреннему человеку, ибо ты не о нем вопросил.
Что же мы видим? Во-первых, призыв к истинным рабам Божьим славить Господа, призывать Его имя, возвещать в народах (а не только в своем народе) дела Его. Во-вторых, условность Божьих обетований еврейскому народу, которая состит в том, что эти обетования действительны лишь при исполнении евреями условия Бога: чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его.
Исторически этот призыв был к верующим иудеям периода Ветхого Завета, духовно - к заменившим их преемникам по вере - истинным христианам из всех народов. Выполнили ли верующие евреи этот призыв? Увы, нет. Господа они не прославили, а оклеветали и убили позорной смертью на кресте. Имя Его (Иисуса Христа) они не призывали и не призывают, кроме как для хулений. Хулящий Сына Божия, тем самым хулит и Бога Отца. Но и имя Бога, открытое им в Ветхом Завете они не призывали, но закрыли его шифрами и непроизношениями вслух, под видом, якобы, благоговения перед святостью этого имени. Этим человеческим учением они упразднили ясное Божье учение и спасительную заповедь о призывании имени Божьего.
Иоил.2:"32 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется".
Не было и возвещения дел Бога истинного среди дугих народов. Вера иудеев превратилась в религию по крови и плоти, и в замкнутую идеологию последователей "Талмуда" и "Кабалы". Таким образом, истинная вера, дарованная через святых Авраама, Исаака, Иакова и Моисея всем людям, была превращена евреями в исключительно еврейскую национальную веру, с ложным бахвальством и гордыней по поводу своего избранничества. Но по слову Божию: 1Кор.15:"... плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления".
Таким образом, подмена евреями духовности веры на религию плоти и крови лишила их Бога, Который есть Дух, ищущий Себе поклонников в духе и истине, а также Его благодати и Его обетований.
В этой подмене истиной веры с ее ценностями на неистинную веру с ее ценностями (например, национальная гордыня и исключительность, поклонение золотому тельцу, паразитирование на других народах и т.д.) состоит трагедия еврейского народа, что и привело его к богоубийству и богоборчеству.
Упустили они из виду главное духовное делание обозначенное в их Писании: "Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда". Вот этого всегдашнего заповеданного Богом непрестанного поиска Бога (в постоянно изменяющихся условиях и обстоятельствах), силы Его (т.е. благодати, духовных даров и силы Божией, проявляемой в людях) и лица Его (т.е. предстояния Ему в дерзновенной молитве, с ощущением этого) и не было у евреев, как после них не стало и у большинства христиан. По этой причине евреи не устояли в истине, сменили Отца небесного на отца лжи из преисподни, отступили от истинной веры и дошли до богоубийства и богопротивленчества. По этой же причине сперва отступили от Бога и истинной веры западные христиане, образовав взамен живой Церкви Христа мертвый Костел, с его божеством - папой, а затем и восточные христиане - поместными церквами и юрисдикциями стали отпадать одна за одной от истины и благодати, сохраняя лишь для самообмана мертвый обряд и мертвое имя. Божеством для восточных отступников стало государство (власть+деньги), в лице которого они поклонились мiру сему и князю мiра сего.
Дальше в псалме мы видим заповедь помнить о чудесах Божьих. Исторически это относилось к чудесам, бывшим при изведении еврейского народа из плена египетского, что и описывается в этом псалме (ст.5). Но не только чудеса заповедано вспоминать, но и суд уст Господа Бога. Т.е. все те Божьи наказания евреям, которые Бог наряду с обетованиями грозил излить на евреев в случае их отступления и пренебрежения Его заповедями. Это мы можем найти в книгах Моисея. Первое, что явно бросается в глаза, это условность избрания еврейского народа Богом.
Исх.19:"5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов". Условность же подразумевает неисполнения Божьего обетования при неисполнении людьми Божьих условий для данного обетования. Итак, поскольку еврейский народ в целом не исполнил Божьих условий, то отпал от благих Божьих обетований и подвергся наказаниям. Евреи нарушили все заповеди, данные им Богом через Моисея, в том числе и эти:
Исх.23:
"2 Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды;
6 Не суди превратно тяжбы бедного твоего.
7 Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника.
8 Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых".
Вот какие казни обещает Бог еврейскому народу в случае нарушения им завета с Богом и Божьих заповедей:
Втор.6:"15 ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли".
Втор.8:"19 Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам сегодня [небом и землею], что вы погибнете;
20 как народы, которые Господь [Бог] истребляет от лица вашего, так погибнете и вы за то, что не послушаете гласа Господа, Бога вашего".
Втор.11:"16 Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им;
17 и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам. ....
26 Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:
27 благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,
28 а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете".
Втор.28:"15 Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя.
16 Проклят ты [будешь] в городе и проклят ты [будешь] на поле.
17 Прокляты [будут] житницы твои и кладовые твои.
18 Проклят [будет] плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих.
19 Проклят ты [будешь] при входе твоем и проклят при выходе твоем.
20 Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, -- и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня.
21 Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею.
22 Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь.
23 И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом;
24 вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, [доколе не погубит тебя и] доколе не будешь истреблен.
25 Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли.
26 И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их.
27 Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться;
28 поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца.
29 И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя.
30 С женою обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем; виноградник насадишь, и не будешь пользоваться им.
31 Вола твоего заколют в глазах твоих, и не будешь есть его; осла твоего уведут от тебя и не возвратят тебе; овцы твои отданы будут врагам твоим, и никто не защитит тебя.
32 Сыновья твои и дочери твои будут отданы другому народу; глаза твои будут видеть и всякий день истаевать о них, и не будет силы в руках твоих.
33 Плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, которого ты не знал; и ты будешь только притесняем и мучим во все дни.
34 И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои.
35 Поразит тебя Господь злою проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени [головы] твоей.
36 Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и там будешь служить иным богам, деревянным и каменным;
37 и будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь [Бог].
38 Семян много вынесешь в поле, а соберешь мало, потому что поест их саранча.
39 Виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить, и не соберешь плодов [их], потому что поест их червь.
40 Маслины будут у тебя во всех пределах твоих, но елеем не помажешься, потому что осыплется маслина твоя.
41 Сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя, потому что пойдут в плен.
42 Все дерева твои и плоды земли твоей погубит ржавчина.
43 Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже;
44 он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом.
45 И придут на тебя все проклятия сии, и будут преследовать тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен, за то, что ты не слушал гласа Господа Бога твоего и не соблюдал заповедей Его и постановлений Его, которые Он заповедал тебе:
46 они будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем вовек.
47 За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего,
48 будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя.
49 Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь,
50 народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши;
51 и будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни плода волов твоих, ни плода овец твоих, доколе не погубит тебя;
52 и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься; и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей, которую Господь Бог твой дал тебе.
53 И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, которых Господь Бог твой дал тебе, в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой.
54 Муж, изнеженный и живший между вами в великой роскоши, безжалостным оком будет смотреть на брата своего, на жену недра своего и на остальных детей своих, которые останутся у него,
55 и не даст ни одному из них плоти детей своих, которых он будет есть, потому что у него не останется ничего в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой во всех жилищах твоих.
56 [Женщина] жившая у тебя в неге и роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности, будет безжалостным оком смотреть на мужа недра своего и на сына своего и на дочь свою
57 и не даст им последа, выходящего из среды ног ее, и детей, которых она родит; потому что она, при недостатке во всем, тайно будет есть их, в осаде и стеснении, в котором стеснит тебя враг твой в жилищах твоих.
58 Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего,
59 то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными;
60 и наведет на тебя все [злые] язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе;
61 и всякую болезнь и всякую язву, не написанную [и всякую написанную] в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен;
62 и останется вас немного, тогда как множеством вы подобны были звездам небесным, ибо ты не слушал гласа Господа Бога твоего.
63 И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас, и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею.
64 И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням.
65 Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души;
66 жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей;
67 от трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: "о, если бы пришел вечер!", а вечером скажешь: "о, если бы наступило утро!"
68 и возвратит тебя Господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: "ты более не увидишь его"; и там будете продаваться врагам вашим в рабов и в рабынь, и не будет покупающего".
Вот какие страшные казни обетовны евреям за отступление от Бога! Все они сбылись на этом народе, особенно после греха Богоубийства. Вот почему этот народ сам для себя является главным атисемитом (хотя правильнее говорить антиевритом).
Итак, согласно слову Божьему, нельзя вырывать только благие обетования еврейскому народу, но всегда приводить их с уравновешивающими их угрозами еврейскому народу казней, гибели и уничтожения.
Важно отметить и то, что сами благие обетования евреям, которые исторически относятся только к земным делам, условиям и обстоятельствам, даны Богом не ради них самих или их праведности, а исключительно ради святого Авраама и ради исполнения обетований Бога ему, и Исааку, и Иакову: Втор.9:
"5 не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие [и беззакония] народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову;
6 посему знай [ныне], что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный".
Должно также различать народ, как духовное понятие качества Божьего народа, и народ, как совокупность собранных в данное время и месте конкретных людей. Качество Божьего народа должно сохраняться всегда. Оно не зависит от количества собранных людей или их национальностей (у евреев - национальности), но лишь от их веры, усердия, смирения и любви к Богу. Реальный народ может далеко уклоняться от своего призвания и должного качества.
Вот только один пример этого: Исх.32:
"1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось".
Как видим, конкретный еврейский народ при первом же случае не только изменил Своему Богу и Моисею, но втянул в этот отступнический грех свое священство и Первосвященника. Это характерно для всех прочих народов, а не только для евреев. Священство не осталось в долгу, втянув еврейский народ времен земной жизни Иисуса Христа в тягчайший грех Богоубийства. Так часто священство и народ объединяются в своем отступничестве, помогая один другому "шагать в ад широкой поступью" (И.Тальков). Это мы видим и на примере российского народа и его отступнического священства.
Чем же закончилось это первое отступление еврейского народа?
Вот чем: Исх.32:
"31 И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, [Господи!] народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога;
32 прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.
33 Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей;
34 итак, иди, [сойди,] веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их.
35 И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон".
Вот он, духовный закон твердого и неизменного слова Бога живого: "кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей". Если согрешили все представители данного народа, кроме Моисея и единиц верных, то все они изглажены из книги жизни. То же видим на примере российского и других отступивших от Бога народов.
А вот характеристика Бога еврейского народа и Его отношение к нему: Исх.33, 3:"ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный". Бог оставляет отступников, в том числе потому, чтобы не погубить их немедленно за их нечестие и беззакония. Только заступничеством Моисея был сохранен еврейский народ, вышедший из Египта, хотя и заменен сорокалетним хождением по пустыне поголовно (кроме Иисуса Навина и его друга). А что бывает, когда Моисей уходит к Богу? - Измена Богу! А когда он ушел навсегда и некому уже заступиться за конкретный народ? - Остается лишь моисеево седалище, на котором возседают лицемеры и богоубийцы.
Тогда возникает справедливый вопрос: кого же избрал Господь и кого Он избирает? Избрал - в смысле конкретно-историческом, а избирает - в духовном смысле во все времена. Ведь народ Божий был со времен Адама, есть и будет всегда, во все времена и в вечности - в лице всех спасенных людей. Здесь-то и проявляется главная ошибка невнимательных и несмиренных читателей, водящихся плотским мудрованием. Она состоит в том, что в их восприятии происходит подмена избранничества конкретных святых людей - угодников Божиих, на происходивший от их чресел народ, а вместе с тем и подмена духовного качества слова "народ" на национальность крови и плоти. Писание же ясно показывает нам, что Бог всегда избирал и избирает Себе отдельных святых угодников, поклоняющихся Ему в духе и истине, а не народ (нацию) в целом.
Вот почему, если и уместно говорить об избранничестве еврейского народа, то не только с учетом условности этого избранничества, а и с пониманием, что оно было не за праведность и богоугодность этого народа, а ради нечестия других народов. При этом важно осознать и понимать, что Бог не избрал (и никогда не избирает) саму народную толпу, но только отдельных конкретных святых, угодивших Ему своей верой и жизнью - Авраама, Исаака и Иакова. Это видно и из приведенной тобой цитаты из 104 псалма. Именно этих людей Господь избрал Себе, установил с ними завет, назывался их именным Богом (т.е. Бог Авраама, Исаака и Иакова), а не еврейским, им обещал с клятвой благие обетования. Подмена происходит от невнимания к этому важному факту и от путаницы имени конкретного святого Иакова=Израиля с наименованием этим именем всего еврейского народа. Так обетования данные Иакову-Израилю ложно приписываются еврейскому народу, именуемому иногда Иаковом или Израилем. Для лучшего уяснения перенесем это подобием на русскую почву. Например, что было бы, если бы русский (российский) народ, в подражание еврейскому, назывался бы Владимиром (Киевским, Крестителем Руси), или Серафимом (Саровским), или Иоанном (Кронштадтским), или Сергием (Радонежским)? Можно было бы обетования, данные этим Божьим угодникам, приписывать через их имена всему российскому народу, особенно после его тяжкого согрешения с 1905 по 2005 годы? Нельзя никак. То же мы имеем и в случае с именами Иакова и Израиля, и не надо спекулировать на этих именах. Конечно, Писание называет конкретный исторический народ именем Иакова и Израиля, как произошедший от него по плоти. Но этот народ разделяется на 12 колен по имени детей Иакова и лишь один из них - Иосиф - является святым Божьим угодником. То, что Господь Бог не дорожил еврейским народом, народом по плоти и крови (как и допотопными людьми, ставшими лишь плотью), но лишь избранниками Своими, хорошо показывает и доказывает Его обращение к Моисею:
Втор.9:
"13 И сказал мне Господь: [Я говорил тебе один и другой раз:] вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный;
14 не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной, а от тебя произведу народ, который будет [больше,] сильнее и многочисленнее их".
Самое удивительное в этом случае то, что Господь Бог высоко ставит мнение Моисея и уступает его желанию, сохраняя жестоковыйный народ и их архиерея Аарона в живых только по молитве Моисея! В последствии эта попытка Моисея быть милостивее Бога плохо сказалась на еврейском народе и всей истории человечества! Теперь нам ясно видно, что лучше всегда и во всем слушаться Бога. Теперь мы можем лишь гадать, что было бы, послушай тогда Моисей Бога. Это место тоже показывает нам, что Бог меняет Свое мнение и отношение в зависимости от поведения народа и желания Своего угодника.
В результате осмысления мы видим, что обетования Божьи незыблемые в своем духовном значении в реальности прилагаются:
1) к святым угодникам Божьим;
2) через их святость - их преемникам в вере, духе и благодати;
3) к плотским наследникам этих святых, при условии соблюдения ими Божьих требований.
Не следует забывать, что все эти места Писания Ветхого Завета являются образами, символами и тенями духовной сути Нового Завета и прилагаются к внутреннему духовному человеку.
Подводя итоги размышлений об обетованиях Божьих, бывших святым людям из числа евреев, а через них - их духовным, и отчасти, плотским потомкам, уместно привести слова величайшего из евреев - святого апостола Павла - относящиеся к этой теме.
Рим.2:"26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога".
Рим.3:"1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем. ...
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их -- открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры.
28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,
30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем".
Рим.4:"1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование -- быть наследником мира, но праведностью веры.
14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так многочисленно будет семя твое".
19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
22 Потому и вменилось ему в праведность.
23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,
24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,
25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего".
Рим.9:"6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля (или Нового Израиля - Церкви Христовой); 7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя".
Вот он духовный закон (ст.8), все расставляющий на свои места в вопросах обетований Божьих!
Рим.9:"31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится".
Рим.10:"1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
4 потому что конец закона -- Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Рим.11:"1Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их -- богатство миру, и оскудение их -- богатство язычникам, то тем более полнота их.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их -- примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться".
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, -- чтобы вы не мечтали о себе, -- что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать".
Итак, обетования Божьи, дары и призвание непреложны (в историческом смысле) не потому, что они обязательно будут исполняться на всем народе во все время его земного бытия, или на каждом члене этого народа, но потому, что будут действовать в начале и конце этого призвания и только на духовных его членах! Должно учесть и то, что эти обетования при сохранности своей сути могут менять свои формы. Например, закон Моисея, как детоводитель ко Христу был отменен Христом; временное священство по чину Аарона, было заменено на вечное священство Христа по чину Мельхиседекову; духовные люди из еврейского народа перешли в Церковь Христову; Церковь Христова после окончания Петро-Павловского периода перешла в Иоанно-Богословский период и из многих поместных церквей - вернулась в одну вселенскую Церковь Христовую, находящуюся под непосредственным архипастырским руководством первоапостола Иоанна Богослова.