Вопрос №1487
Какова хронологическая последовательность евангельских событий от распятия до воскресения Господа?
Кирилл
, Иерусалим, Израиль
09/06/2004
Здравствуйте, уважаемый отец Олег!
Еще несколько вопросов по возникшим на первый взгляд противоречиям:
1.Какие последние слова произнес Иисус Христос на кресте?
А. “Боже мой, Боже мой! Зачем ты меня оставил?” ( Матфей,27:46; Марк, 15:34).
Б. “Отче, в руки твои предаю дух мой”, - и сие сказав, испустил дух. (Лука, 23:46)
В. “Сказал: “Свершилось!”. И преклонив голову, предал дух” (Иоанн, 19:30).
2.Кто в день воскресный первым пришел ко гробу Иисуса Христа?
А. Одна Мария Магдалина (Иоанна, 20:1).
Б. Две Марии (Матфея, 28:11).
В. Две Марии и Соломия (Марк, 16:1).
Г. Четыре женщины, а сними еще (Лука, 24:10).
3.Что увидели пришедшие женщины?
А.Землетрясение. Ангел отваливает камень (Матфея, 28:2-4).
Б.Камень уже отвален. На камне сидит один юноша-ангел (Марк, 16:4).
В. Камень отвален. Сидит два юноши-ангелы (Луки, 24:4).
Г. Камень отвален. Никого нет. Ничего не видели (Иоанна, 20:1-2).
4.Какие первые слова и от кого услышали женщины?
А.Ангел, отваливший камень: “Христос воскрес. Пусть апостолы идут в Галилею, там их ожидает Иисус Христос” (Матфея, 28:5-7; Марка, 16:6-7).
Б. Два мужа сказали о воскресении Иисуса Христа (Лука, 24:6-7).
В. Христос Марии: “Чего плачешь?” (Иоанна, 20:13)
5.Что после этого сделали женщины?
А. Побежали и встретили Иисуса Христа (Матфея, 28:8).
Б. Мария поговорила с Иисусом Христом (Иоанна, 20:14).
В. Мария сказала апостолам о воскресении Иисуса Христа (Лука, 24:9).
Г. Иисуса не видели, апостолам не говорили (Марка, 16:8).
Ответ отца Олега Моленко:
Никакого противоречия у Евангелистов нет. Есть разное изложение одного и того же события разными очевидцами.
1. Известно, что Господь Иисус Христос произнес будучи рапятым на кресте семь изречений. Из этих семи изречений разные Евангелисты приводят разные. Последнее изречение перед самой смертью (исхода души от тела) приводит Лука: "Отче, в руки твои предаю дух мой". То, что оно последнее указывает сам смысл его и дальнейшие слова Евангелиста: "и сие сказав, испустил дух", которые ясно указывают, что именно после этих слов Господь испустил дух, т.е. умер.
Евангелист Иоанн привел слово Господа "Свершилось!", которое указывает не на смерть, а на свершение великого дела искупления людей. Слова "Отче, в руки твои предаю дух мой", Иоанн опускает, так как они уже есть в Евангелии от Луки, и сразу повествует о кончине Господа, добавляя деталь о преклонении Его головы. Важно отметить, что Евангелие от Луки было написано раньше чем от Иоанна. Также раньше были написаны Евангелия от Матфея и Марка. Слова "Боже мой, Боже мой! Зачем ты Меня оставил?" были произнесены Иисусом раньше указанных выше слов. Эти слова были восприняты некоторыми из предстоящих как призыв Илии. После этих слов один из воинов намочил губу уксусом и приложил ее с помощью трости к устам Иисуса. После упоминания о напоения уксусом и Матфей и Марк говорят, что Господь громко воскликнул и испустил дух, но что именно Он воскликнул не приводят. Это восполнил Лука. Таким образом ясна очередность приведенных тобой изречений: 1 - "Боже мой...", 2 - "Свершилось", 3 - "Отче, в руки...".
2. Очередность посещения гроба Господнего женщинами у четырех Евангелистов хорошо объяснил святитель Иоанн Златоуст. Он отметил, что каждый Евангелист указал на разное время одного периода: от темноты до возсияния солнца, что проименованные и прочие женщины приходили на гроб не вместе, а кто когда смогла дойти, и что некоторые из них были у гроба несколько раз. Эти обстоятельства объясняют всю картину событий утра воскресения, устраняя кажущиеся в повествованиях Евангелистов противоречия. Противоречий нет, но лишь разные фрагменты единого события, которое носило характер процесса. О путешествии жен митроносиц к гробу и о случившемся там с ними Евангелист Марк рассказывает в общих чертах, согласно с Матфеем, но с некоторыми весьма значительными, при краткости, особенностями, восполняющими сказание Матфея. По времени, последовательность посещения такова: Первой посетила гроб Мария Магдалина вместе с Пресвятой Богородицей Марией: Ин.20, 1-2: "В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит, и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус...". Иоанн Богослов опускает упоминание о Матери Иисуса, ибо свидетельство Матери, потерявшей Сына о Его воскресении не имеет достоверности. Его явление легко можно было приписать расстроенному лютой скорбью воображению Матери. Вот почему основной фигурой у Иоанна является Мария Магдалина. Но мы должны понимать, что Мать Иисуса не могла оставаться в стороне от похода жен мироносиц ко гробу и устремилась туда первой, взяв в спутницы Марию Магдалину. Это подтверждает и Матфей, говоря, что на гроб пришли Мария Магдалина и другая Мария с целью лишь посмотреть гроб, а не помазать тело Иисуса миром. Пресвятая Богородица, в отличие от других женщин была уверена, что Ее Сын воскреснет согласно обетованию пророков и Его самого. Она пошла на гроб убедиться в этом факте, а вовсе не для помазания мертвеца миром. Мария Магдалина в первый свой приход с Богородицей не увидела ничего, кроме отваленного камня и пустого гроба. С этим известием она побежала к Петру и Иоанну и сказала им: "унесли Господа из гроба, и не знаем, где его положили". Мы видим, что она не говорит от своего лица "не знаю", но от множественного лица "не знаем". Это подтверждает, что на гробе в первый раз она была не одна. Затем она пошла опять на гроб вслед за Петром и Иоанном. Это прямо не сказано, но видно, что по возвращению учеников к себе, она продолжала одна стоять у гроба и плакать об отсутствии тела Иисуса: Ин.20, 11. Поскольку решение сходить на гроб и помазать тело Иисуса ароматами было принято совместно всеми женщинами еще с вечера (Лк.23, 56), Мария Магдалина знала об этом и присоединилась к группе идущих на гроб женщин, имея уже извещение о воскресении от двух Ангелов и от общения с воскресшим Иисусом, которого она сперва приняла за садовника. Она скрыла от остальных женщин это, в надежде, что они сами увидят Ангелов или подтверждение о воскресении Господа, что и случилось. Она уже имела горький опыт недоверия к ее словам, когда побежала к ученикам по слову Господа и возвестила, что видела Его.
3, 4, 5. Первым, что увидела Мария Магдалина и другая Мария (Богородица) это уже отваленный камень и пустой гроб. Ангелы являлись или становились видимыми в разное время приходившим на гроб женщинам по разному и в разном количестве. Так Марк упоминает об одном Ангеле, а Лука о двух. В объяснение этого замечу, что Ангелов тут было несколько, и одни из жен видели одного вне, другие двух внутри, иные одного внутри; потому и речи Ангелов, в сущности сходные, передаются несколько различно: одни Ангелы говорили так, другие иначе, но говорили об одном и том же и согласно, различаясь лишь в частных чертах, или точнее - указывая на те или другие частные черты события. Весь гроб и вся окружность гроба исполнена была ликов Ангельских невидимо. Там было не только два-три Ангела, но тысячи, и являлись они женам не постоянно один и тот же или теже два. То являлся один, то другой, то два вместе; то в этом месте, то в другом; то с такой речью, то с другой.
В самом деле, надо понимать, что Евангелисты в этом случае, как и во многих других, не описывают события вполне, а излагают те или другие стороны события, те или другие подробности, и очень может быть, что остались еще подробности, не упомянутые имим, так что и из совокупности их сказаний не выходит еще подробная история события. Излагая один такую преимущественную частность, другой другую, третий иную, и т.д., они, без сомнения, не разногласят между собой, а только восполняют один другого. Например, указывая о локальном у гроба землетресении, Евагелист Матфей объясняет этим причину отвалившую камень от гроба и вырубившую стражу. Женщины, подошедшие группой не видели землетрясения и отваливания Ангелом дверного камня, но лишь увидели Ангела седящего на камне и говорящего им.
Вышесказанное и подобное разумение объясняет твои пункты 4 и 5.