Вопрос №1526-1
О допустимости переливания крови или трансплантации органов
Николай
, Moscow, Russia
20/06/2004
Здравствуйте, Отец Олег!
Интересно было бы узнать, допустимо ли православному человеку принимать переливание крови или трансплантацию органов, если это необходимо для спасения его жизни?
Ответ отца Олега Моленко:
Если Господь наш Иисус Христос дает нам Свою Кровь для того, чтобы мы имели жизнь в себе, то почему мы не можем давать свою кровь брату или принимать от него, чтобы жить?
С трансплантацией органов все обстоит значительно сложнее.
Нет такой заповеди, чтобы отдавать свое сердце или почку другому человеку. Членовредительство же определенно запрещено Богом, ибо это посягательство на жизнь (на самоубийство). Если Бог попустил человеку иметь изношенное сердце, то вряд ли Ему угодно, чтобы его заменили для этого человека за счет жизни другого. Переливание крови не ведет к гибели донора и его кровь скоро восстанавливается. При удалении органа он (орган) не восстанавливается. Таким образом, пересадка органов от одного человека другому есть вмешательство в промысел Бога о каждом из этих двух людей. Приговоренный к смерти остается еще некоторое время жить, а приговоренный к дальнейшей жизни прекращает жить или сокращает ее. А это уже богоборчество. Вот почему пересадка органов от здорового человека больному неоправдана и должна быть запрещена.
Значительно сложнее оценить отношение к пересадке органов от уже умерших людей живым. Здесь уже нельзя говорить о существенном вреде донору, так как он уже умер. Душа его находится в соответствующем месте, а тело, чтобы с ним не случилось, будет восстановлено Богом во время всеобщего воскресения всех умерших людей. Получается продление жизни живого человека за счет уже мертвого. Это нельзя запретить.
Но для меня есть что-то противоестественное в самом факте искусственной отмены смерти и в ношении чужого органа, особенно сердца. Не зря же Бог попустил иметь место факту отторжения чужеродной ткани. Вот почему лично я предпочел бы умереть, если Бог это соизволяет, но не брать чужого органа. Да и для чего продлевать биологическое существование человеку, который плодом его имеет неисцельное заболевание жизненноважного органа? Ведь для христианина лучше и вожделенней разрешиться от уз тела сего и быть со Христом!