Вопрос №1560
Толкование на Евангелие от Иоанна 18:19-23.
Олег
, Тольятти, Россия
05/07/2004
Как понимать ответ Иисуса Христа на саддукейском малом Синедрионе, когда Его ударил по щеке один из служителей: "если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?" (Ин XVIII:23), когда как недавно Он говорил: "А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мф V:39)? Я не могу поверить, что Спаситель наш противоречит Сам Себе. Объясните.
Ответ отца Олега Моленко:
Достаточно посмотреть два этих места у Евангелистов в полном контексте, чтобы увидеть что никакого противоречия в словах Иисуса нет.
Мф. 5:"38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся".
Ин. 18:"19 Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.
20 Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.
21 Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.
22 Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?
23 Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня"?
Господь наш Иисус Христос заповедует подставлять бьющему в одну щеку другую в тех случаях, когда это касается лично нас и ударяющий находится под временным воздействием бесов. Подставление другой щеки выявляет смирение нетерпимое для бесов. Бесы отходят и бьющий успокаивается. Зло остановливается и ему не дается хода. Совершенно иначе дело обстояло с ударением Господа Иисуса. Его арестовали, допрашивали, издевались и ударяли по идеологическим соображениям, ища обвинения и оправдывая творимое над Ним беззаконие. В этом случае Он останавливал зло другим подходящим способом - вопросительным укорением ударившего.
Таким образом никакого противоречия нет, но лишь разные соответствующие способы остановки зла в нападающих по разным причинам людях.