Вопрос №1570
Как поступать, когда тебя унижают? Как исполнить заповеди Нагорной проповеди?
Якунина Юлия
, Подольск, Россия
03/08/2004
Отец Олег, мир Вам.
Мы с мужем живем 7 лет, но сейчас, как чужие люди. Он постоянно унижает меня и приказывает, как служанке. Пока я сидела дома с ребенком 2 года, он нас, конечно, кормил и содержал. Но за это я получала постоянные унижения. Может быть он, конечно, и любит меня, но я не могу с этим мириться. Я ходила к батюшке в церковь и рассказывала ему, мне сказали, что я должна терпеть и молиться за него. Я пыталась привести его в церковь, но он говорит, что он не грешен и не собирается туда идти. Что мне делать? Я понимаю, что наш брак вот-вот распадется. У меня пропадает всякое желание с ним вообще разговаривать, даже видеть его уже не могу. Помогите мне советом, очень прошу Вас.
С уважением Юлия.
Ответ отца Олега Моленко:
И ты, Юлия, да обрящешь своей смятенной душе мир, исходящий свыше.
В своем описании ты указала свое видение о восприятие отношения твоего мужа к тебе. Но мне со стороны трудно воспринять всю картину в целом, ибо ты не указала на характер его унижений тебя. По этой причине я не могу точно судить - имели ли место унижения на самом деле, или это твое восприятие от болезненного самолюбия.
Вообще вопрос об унижении человеческого достоинства мало и плохо разработан в православной литературе. Из-за насаждения людьми с ложной духовностью таких понятий как ложное "смирение", "неосуждение", "терпение", "любвеобильность" возникает ложная установка, что, мол, надо терпеть от любого ближнего все и любого вида унижения, оскорбления и скорби. При этом якобы должно еще благодарить Бога и молиться с любовью за нападающего ближнего. Поскольку в реальности никто терпеть нападки от других не может и не хочет, то возникает жуткое лицемерие, когда представители "любвеобильной" и "неосужденческой" прелести принимают вид таковых, оставаясь внутри неуврачеванными от страстей, т.е. злыми и ненавистными. Они смиряются и любят лишь на словах и в своих требованиях к другим, ожидая, что те закроют глаза на их ложь, неправды и беззакония. При этом они лукаво ссылаются на слова и заповеди Господа, которые якобы повелевают так поступать.
Действительно, в Писании есть заповеди, повелевающие не судить, не осуждать ближних, молиться за обижающих и т.д. Но вся беда прелестников заключается в том, что они не различают заповеди и не научены от Бога правильно и своевременно применять из них нужную и подходящую именно в данном случае. Отсюда возникают своего рода практические ереси (т.е. действия не по правде Божией, которую заповедано искать прежде всего), которые обольщенные люди пытаются утвердить в умах людей своей писаниной. Кто не живет подлинной духовной жизнью, тот живет некоторым избиранием (по-гречески, ересями). Избирая по-своему из слов Господа одно, такой человек опускает важное другое. Так происходит особенно с заповедями, определяющими отношения с людьми.
Посмотрим с этой точки зрения на две заповеди Господа из Его нагорной проповеди.
1. Мф.5:"21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой".
2. Мф.5:"43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".
Первая заповедь, которая по важности и значению не случайно приведена Господом раньше второй, конкретна, направлена именно против унижения человека и его достоинства и дана для повседневного сознательного употребления. Это деятельная заповедь, повелевающая не гневаться на брата напрасно, не называть его напрасно и унизительно плохим или безумцем (дураком, сумасшедшим, прелестником и т.д.). Вершина ее нарушения - помещение нарушителя в геенну огненную.
Вторая заповедь призывает к безконечному совершенству в излучении из себя любви по отношению ко всем людям, включая личных врагов и всей твари вообще. Это заповедь-призыв, заповедь Божественного желания и подражания Богу в Его солнечном (но не в сознательно-избирательном)отношении к твари, вершина которой - быть совершенным как Отец небесный - никогда не будет достижима. Вершиной наказания для ее неисполнителя поставлена потеря награды.
Не исполнив первой деятельной заповеди и не выйдя реально по своему состоянию из геенны огненной, нельзя призывать других людей к заповеди совершенства. Если ты не помолишься за своего личного врага и обидчика, то ты понесешь урон, но он этим не унизится. Понуждая исполнять эту заповедь, ты пытаешься остановить зло других людей и не дать ему место в себе. Таким образом ты совершенствуешься, но твой обидчик нет. При нарушении первой заповеди и ты тяжко грешишь унижением человека и он страдает от унижений или унизительного положения без пользы. Зло в данном случае сильно увеличивается и охватывает унижающего и униженного. От этого и такое страшное наказание от мирского суда через церковный суд аж до геенны огненной! Вот почему находящимся от реального братоненавидения и унижения братьев в геенне огненной не уместно призывать других людей к любви, всепрощению, неосуждению и смирению перед врагами, ибо в их исполнении все это есть жуткое лицемерие и лукавство.
Итак, если ты действительно подвержена постоянным унижениям, то вправе не терпеть их и носителя их. Хорошо при этом молиться от сердца за обидчика, чтобы самой не стать в разряд унижающих других. Такая молитва нужна тебе самой. Но ему самому твоя молитва не нужна и помочь не может.
Иногда же можно молиться и за наказание обидчика, только не по действию страстей. Известны случаи, когда Господь и Пресвятая Богородица принимали такие молитвы и исполняли их. Не зря же сказано в Писании: Рим.12:"19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром".