Вопрос №1590-1
Как понимать значение дел в православной вере?
Роман Ш.
, Москва, Россия
08/08/2004
Здравствуйте, Батюшка!
Как можно подробнее, растолкуйте, пожалуйста: Рим.4.2...4.8;
Рим.4.14...4.16;
Рим.11.6.
Храни Вас Господь!
Ответ отца Олега Моленко:
Приведу твои ссылки: Рим.4:
"2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха".
Рим.4:" 14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам".
Рим.11, 6:"Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело".
Не знаю, что тут особо толковать? Но, по всей видимости, твой вопрос о согласованности благодати и дел.
Для правильного понимания нужно учесть, что этот вопрос является антиномичным. Вот почему любой перекос в сторону дел или благодати приведет к ошибке и к неправильному пониманию. Апостол Павел по нужде его чад занялся разработкой лишь одной половины этой антиномии, которая бы утвердила их в важности и значении благодати, которая неизбежно умаляется при противопоставлении ей дел закона. Именно против слепого законничества выступает апостол Павел.
Вторую половину этой антиномии представляет в Писании апостол Иаков:
Иак.2:"17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего"?
Интересно заметить, что оба апостола в основание своей мысли обращаются к примеру святого Авраама.
Разрешение противоречия состоит в правильном понимании значения дел. Законническое или юридическое понимание дел ошибочно, ибо утверждает мысль, что человек с помощью каких-то дел может угодить Богу. На самом деле богоугодные дела делаются из благодатного состояния и истинной веры! Они являются свидетельством истинности веры и благодатности конкретного человека.