Вопрос №1594
Как понимать слова из Евангелия: "Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него" ?
Михаил Р.
, Кемерово, Россия
10/08/2004
Здравствуйте, отец Олег.
Объясните, пожалуйста, следующие слова из Евангелия от Марка,10-я глава, стих 15:
"Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него".
Спасибо.
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Михаил.
Уподобление детям состоит в том, "чтобы не искать предпочтения, но знать равночестность природы и любить сие равночестие в отношении к тем, которые по-видимому, в ином ниже. И таковы в отношении друг к другу дети, еще не навыкшие порочности обращающихся с ними" (Василий Великий 5, 317). "Дитя малое не имеет ни зависти, ни тщеславия, ни желания первенства; но обладает высокою добродетелью простосердечия, беззлобия и смирения. Итак, нужно иметь не одно только мужество и благоразумие, но и сию добродетель смиренномудрия и простоты. Ибо когда мы не имеем сих добродетелей, то сколь бы ни велики были наши дела, спасение наше сомнительно" (Иоанн Златоуст).
Основная мысль отцов состоит в том, что если кто не укротит страстей своей воли и не будет по простоте, незлобию, смирению, непосредственности и чистоте как дитя, приобретая подвигом то, что дети (неиспорченные) имеют по природной своей чистоте, тот не будет по качеству своему истинным сыном Царствия Христова. Тот не получит благодать Духа Святого и не войдет в место вечного пребывания спасенных людей - Царствие Небесное - как несоответствующий ему и его насельникам.
Вот почему нам, взрослым, нужно покаянным подвигом и самоотвержением умалиться до состояния дитяти, т.е. смирить себя. Смирение состоит в сознании собственного недостоинства и немощей, по которому смиренный считает себя хуже других; предпочитает других себе; за все благодарит Бога, включая скорби и болезни; все доброе в себе приписывает Богу и благодати Его, а злое - себе; в свете истинного богообщения видит себя ничтожеством, а Бога неизреченно великим, славным и всемогущим, почему в великом благоговейном страхе ходит пред Ним, любя Его паче себя, паче жизни и всей твари!