Вопрос №1607-1
Как следует относиться к случаям посмертного воскресения В.Романовой и К.Устюжаниной?
Александр
, Москва, Россия
01/11/2004
Здравствуйте, отец Олег.
Что вы можете сказать о следующих случаях посмертных опытов с последующим воскрешением(www.rd.rusk.ru/98/rd4/h4_13.htm), происшедших с 2 прихожанками из "мп". Если эти видения истины, то почему Господь не сообщил им о ложности их церкви?
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Александр.
Церковь никогда не принимала и не принимает "посмертный" опыт частных лиц (тем более неверовавших до первого выхода их души из тела) и не может опираться на этот их опыт. Церковь принимает некоторые видения и сообщения о потустороннем мире лишь от удостоверенных святых Божьих угодников, святость которых засвидетельствована Самим Богом. Возможно, что для самих частных лиц, имевших подобный опыт, если только он был от Бога, он был полезен. Но частный опыт дается именно этому человеку и именно в его состоянии, его обстоятельствах и его условиях и не может иметь общего значения для всей Церкви. Часто о таком опыте говорят люди неверующие или формально верущие. Им он попускается для обращения в живую веру, а не для экклезиологического образования, к которому они вовсе неготовы. Часто в этих опытах присутствуют Ангелы Божии и демоны. Но Ангелы не поставлены Богом учить людей. Они есть служебные духи, посылаемые Богом для исполнения Его воли, дарования откровений или извещения. Из книги "Деяний святых апостолов" мы видим, что Ангел был послан к Корнилию сотнику лишь для того, чтобы известить его о пребывании в этой местности святого апостола Петра и направить Корнилия к нему. Ангел повелевает призвать Петра и послушать его: Деян.10,6: "он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой". Итак, это место ясно показывает, что Бог установил спасаться и научаться вере и благочестию не от Ангел, явлений и видений, а от Своих посланников и служителей из числа святых людей.
Что касается конкретных случаев, на которые ты ссылаешься, то они, помимо указанного частного значения для переживавших посмертное состояние лиц, имеют весьма сомнительное происхождение. В таких случаях (когда нет ясности в происхождении видения или явления) действует закон: не хули и не принимай. Я, например, нахожу много несоответствий в этих случаях с описаниями в случаях, бывших у святых отцов.
О случае с Клавдией Устюжаниной есть сведения в Интернете, что он сфальсифицирован психически больным человеком (самой Клавдией), которому была сделана простая операция апендицита. При этом лечивший ее врач тоже выставляет документы и рентгеновские снимки под теми же числами, свидетельствующими лишь об апендиците у Клавдии, но не о раке. В таких случаях должно быть проведено достоверное расследование с надежной экспертизой всех документов и источников. Без такого расследывания мы не можем принять ничью сторону.
Но, даже если допустить, что явление у Романовой или Устюжаниной было истинным, это имеет значение только для них самих. Главное в них - это обращение их к вере в Бога вообще. Например, моя блаженнопочившая наставница матушка Екатерина говорила мне о ходящих к ней и в храмы "МП", что они пусть ходят хоть туда, ибо не вмещают всей истины. Т.е. некоторым людям по их устроению и состоянию до времени лучше пребывать в некоторой прелести, чем вообще сразу погибнуть без всякой веры.