Вопрос №1668
О "местонахождении" рая и ада
Игорь
, Санкт-Петербург, Россия
15/11/2004
Благословите, Отче!
Простите меня, окаянного и неразумного за праздное любопытство.
Не могу уяснить "местонахождение" рая и ада. Обычно считается, что рай на Небе, ад - в преисподней (в глубине Земли?). Между Землей же и Небом - кишащее бесами воздушное пространство. Но выше вроде бы холодный безжизненный Космос. В то же время мы знаем, что Бог насадил рай где-то между Тигром и Евфратом (если я ничего не путаю), т.е. на Земле. Или под Небом надо понимать иное измерение реальности, вне привычного пространственно-временного континиума? И изгнание прародителей из рая не есть их перемещение относительно географических координат, а изменение душевного и телесного состояния в результате греха? Тогда куда и зачем возносился воскресший Христос - ведь нельзя восседать одесную безконечного и вездесущего Бога в буквальном смысле? И что такое ад: сотояние грешных душ, место внутри планеты или нечто иное?
Спасибо.
Ответ отца Олега Моленко:
Бог тя благословит!
В Пасхальной заутрене (ирмос 6-й песни канона) читаем о Христе: "Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба". Из чего видно, что ад находится в центре планеты Земля. Это же подтверждает икона "Схождение Христа во ад", на которой Христос изображен выводящим из ада Адама, Еву и всех праведников. Так же учат святые отцы Церкви. Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) утверждает на основании богослужебных текстов, что ад находится в центре земли, а рай на Небе. В отношении святого Неба мы должны разуметь, что это не есть видимый нам космос. Писание говорит о Небе (где помещен Божий рай), Небе Небес, и Небеса, которые превыше Небес, и о месте Престола Божия. Таким образом, должно разуметь. что духовное Небо разделено на три основных части: рай или первое Небо, который будет спущен на новую землю (удел и наместничество Иоанна Богослова), второе Небо (удел Матери Божией, наместничество святого пророка Илии Фесвитянина), третье Небо ( удел Господа Иисуса Христа и Всей Пресвятой Троицы, наместничество первого угодившего Богу покаянием человека - святого пророка Еноха).
Преисподняя, земное пространство и пространство между землей и первым Небом (воздушное и безвоздушное) временно (кроме преисподней) до Страшного Божьего суда наполненно духами зла - бесами. После этого суда все они будут закрыты навечно во аде и будут вечно мучиться там вместе с уподобившимися им нераскаянными грешниками.
Посмотрим на что сообщает нам книга Бытия, гл.2:"8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат".
По этому отрывку возникают такие вопросы:
1) что значат слова "насадил Господь Бог рай"?
2) почему сказано, что Бог "поместил там (в раю) человека"? А где же он был до этого?
3) Почему сказано (если рай был на этой земле):
"произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи", в то время, как в Быт.1 сказано. что деревья и прочая растительность уже были произведены Богом еще в третий день:"11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий".
4) Куда девались две райские реки Фисон и Геон? Нигде в истории нет упоминания об этих реках. Но ведь они в перечислении идут раньше Тигра и Евфрата.
5) Куда девался сам рай (если он был на этой земле), а также древо жизни и познания добра и зла? И не странно ли выглядела такая конструкция (еще о грехопадения и проклятия Богом земли): внутри земли ад с бесами, а на поверхности рай?
На самом деле рай находился на небе, а земля была как бы дачным местом для первого человека. Для удобства людей Бог насадил или надсадил рай напротив района земного междуречья, чтобы люди после утверждения в Боге (если бы выдержали испытание заповедью, не послушались сатаны и не вкусили от запретного плода) могли с помощью своей мысли легко слетать на землю и возвращаться в рай.
Что рай находится на Небе говорит нам повествование Писания о восхищении пророка Еноха и о взятии святого пророка Илии живьем на Небо. Где же они пребывали все время до искупения рода человеческоо Господом Иисусом Христом, как не в раю. И Сам Господь с креста сказал благоразумному и покаявшемуся разбойнику: Лк.23, 43:" И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю".
Таким образом, Междуречье есть лишь область земной проекции небесного рая. Адам был сделан Богом из земли и на земле, а потом помещен в небесном раю, в котором есть своя "земля" и деревья, насажденные Самим Богом уже после сотворения мира сего и человека.
Изгнание первых людей из рая было реальным изгнанием с неба в предверье ада - на землю. С этого времени духовное небо стало для них другой реальностью, в которую они не могли войти из-за изменения своего душевно-телесного состояния по причине грехопадения. Состояние человека будет совпадать с его внешним помещением в вечности.
Христос вознесся во плоти человеческой туда, откуда Он пришел, как Сын Божий, т.е. на духовное Небо к самой Его вершине где находится Престол Божий. Божий Престол это непостижимое для нас "место" особого Божьего присутствия, как Царя и Владыки всей твари, хотя Бог вездесущий по Своей природе. Поэтому речь идет не о координатном возседании Иисуса Христа одесную (смысл этого слова: наравне) безконечного и вездесущего Бога (ибо Он Сам вездесущий и безконечный Бог), а о достижнии во Христе равенства чести человеческой и Божественной природ.
Ад - это прежде всего мрачное и злое состояние душ человеческих и падших духов, а также соответствующее этому состоянию местоположение во внутренностях земли.