Вопрос №1681
Что нужно, чтобы служить Богу, помогать другим в деле спасения? Что значит – оставить все ради Бога?
Никита Егоров
, Сыктывкар, Россия
19/11/2004
Здравствуйте, о.Олег.
Я очень хотел бы служить Богу...
Как я понимаю это служение?
Наверное суть этого служения заключается: в Вере и
Любви, в борьбе с собой, и в помощи другим.
Подскажите, а точнее подкрепите меня в моих убеждениях, в то что, прося это у Бога, именно он может привести меня к истиной церкви, Вере и правильному служению. Мне 18 лет, мой путь к Богу ещё не закончен... Я чувствую, что должен расстатья со своими родителями и уйти к Богу. За сабой я замечаю: что у меня не очень получается общаться с людьми, я не могу им угодить, как бы я этого не хотел ( обычно мне трудно отказать, когда меня просят)... Не могу о себе судить правильно, но я очень хочу исполнить, то что пообещал мне Бог в видении или нечто похожее на сон. Он сказал, что я должен исправиться, чтобы стать истинным Христианином. Но жизненные обстоятельства не дают мне этого сделать, я борюсь с ними, в душе готов бросить Всё ради Бога, но знаю что пока зависим от этого.
Скажите пожалуйста, каким путём вы пришли к богослужению?
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Никита.
Желание твое служить Богу весьма похвально и богоугодно.
Но как часто люди от хороших желаний и благих намерений скатывались к противоположному и заканчивали в узилищах ада. Важно начало, важно правильное умонастроение и решимость воли, но все будет зависить от конца, т.е. результата жизни и плода веры. Вот почему прежде чем вступить на поприще служения Богу должно сперва позаботиться о своем состоянии и качествах. Должно очиститься покаянием от живущего в каждом из нас греха и стяжать противоположные греховным страстям добродетели. Должно появиться в духовном мире, возродившись свыше. Должно хранить в себе залог благодати Духа Святого и приумножать его. Должно вести непрестанную брань с бесами, миром сим и своими страстями. Вера это не суть служения Богу, а необходимая основа, ибо без нее нельзя угодить Богу. Но вера должна быть не теоретическая, внешняя и теплохладная, и не болезненно экзальтированная или незряче-фанатичная, а живая и правая. Такую веру надо выстрадать и вымолить. Лишь по обретении такой веры можно говорить о достижении заповеданной Богом любви к Нему и ближним.
Помочь другим в деле спасения может тот, кто сам стоит на твердом основании и имеет знание от Бога и опыт. А пока мы больны, важно не мешать другим идти к Богу и не навредить им.
Вот и проси у Бога прежде всего то, чтобы тебе стать человеком. А человек, по учению святых отцов, лишь тот, кто познал себя в покаянном творчестве. Вот и проси у Бога живой веры и благодатного покаяния для очищения сердца, ума, души и всего естества человеческого.
Угождать людям не надо. Это невозможно и безполезно, да и греховно. Вот почему лучше всего угождать Богу, в том числе и правильным отношением к людям. А пока мы не стяжали вершину совершенства и святости - любовь, мы должны жительствовать и поступать по заповедям Христа Бога, изложенным в Евангелии, затем по святоотеческим заповедям и советам и по руководству духовного отца (если кто-то имеет счастье иметь такого в наши крайне скудные на духовных людей отступнические дни). Вот почему ни оставанием с родителями ни оставлением их ты к Богу не приближишься, но лишь исполнением Его воли и заповедей. Одна из десяти заповедей по отношению к родителям твоим гласит: Втор.5, 16:"Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе". Это не выдумки людей, а повеление Господа Бога! Хочешь, чтобы дни твои продлились и хорошо тебе было - почитай отца своего и матерь свою. Но помни и другую заповедь Бога: Мф.10, 37:"Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня".
Если возникают условия для исполнения заповеди: Мф.19, 5:"И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью", исполняй ее и оставь дом родителей, но не должную заботу о них. Если же ты ревнуешь о совершенстве и имеешь на то волю Божью и Его действие в себе, то исполни эту заповедь: Мф.19, 29:"И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную". Но разумей, что оставить все перечисленное Господом нужно только ради имени Его, т.е. ради искусства покаянного призывания имени Иисуса Христа, иначе - для делания Иисусовой молитвы во внутренней клети своей. А если не для этого, то всуе оставление твое.
Если Бог повелел тебе исправиться, то исправляйся заповеданным Им покаянием. И истинным христианином становись принятием истины, истинной Церкви и напечатлением в себе образа Христа, посредством покаянного очищения, стяжания добродетелей и постоянным призыванием Его имени. Никакие жизненные обстоятельства не могут препятствовать этому деланию, но только наша леность, нерадение, саможаление. нерешимость воли и самооправдание. Быть в душе готовым (а то и просто обольстительно мечтать, что якобы готов) бросить все ради Бога и действительно все оставить ради Него - это разные вещи. Но не разумей это оставление всего лишь внешне, т.е. что ты переездом в другое место (например, в пустыню) создашь себе благоприятные условия для богоугождения. Бывает, что и переехать в другое место нужно и полезно. Разумей оставление всего, как оставление пристрастий ко всему, отвержение страстных помыслов, внутреннее прилепление к Богу посредством Его имени и терпение всего находящего за это делание. Тогда само это делание поведет тебя по жизни. Где оно спеется (хоть и у родителей), там и пребывай, храни добытое и собирай. Там где оно не спеется (хоть в удаленной пустыне или обмирщенном монастыре), оттуда удаляйся. Вот этим путем - путем внутреннего покаянного очищения - я и пришел к служению Богу и Церкви Его.