Вопрос №1689
Действительно ли под видом трех мужей Аврааму являлись Три Лица Святой Троицы?
Алексей
, Санкт Петербург, Россия
20/11/2004
Отец Олег, в ответе на вопрос 1685 вы разъяснили, что Аврааму являлся Господь Бог в сопровождении двух ангелов. Такое же понимание событий, описанных в главе 18 книги Бытия возникло и у меня по ее прочтении. Почему же Святая Церковь нас учит, что под видом трех мужей Аврааму являлись Три Лица Святой Троицы? И поклоняясь иконе, изображающей Трех Путников, обедающих у Авраама, мы поклоняемся Трем Лицам Святой Троицы, а не Господу и двум его ангелам?
Спасибо за ваши ответы.
Ответ отца Олега Моленко:
Церковь никогда не учила, что трое мужей, явившихся Аврааму у дубравы Мамре, были три Лица Святой Троицы.
Писание ясно и однозначно говорит, что два мужа были Ангелы, а один - Господь. Смотри: Быт.18:"2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. ...
9 И сказали ему: где Сарра, жена твоя? 10 И сказал один из них: ...
13 И сказал Господь Аврааму...".
Быт.18, 22:"И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; " и Быт.19, 1:"И пришли те два Ангела в Содом вечером".
Итак, очевидно, что два мужа из трех были те два Ангела, которые пошли в Содом раньше Господа, Который еще говорил с Авраамом.
Что касается иконы ветхозаветной Троицы, особенно известной по письму преп. Андрея Рублева, то на ней изображены три одинакового вида мужа (в виде Ангелов). Авраам не видел вида Ангелов, но лишь мужей, и потому предложил им есть. Лишь позже он узнал, что один из мужей был Господь (причем именно Ипостась Сына Божьего). Два других мужа были Ангелы, сопровождавшие Господа и лишь зримо символизирующие два присутствующих неразлучно с Сыном Божиим Лица Пресвятой Троицы, Отца и Духа Святого, которые были невидимы и не проявляли Себя в данном случае. По этой причине эта икона и называется Ветхозаветной Троицей, а не просто Святой Троицей, ибо два Лица Ее не были явлены Аврааму. Поклоняясь данной иконе мы должны разуметь, что кланяемся символу Святой Троицы (или прикровенно прообразуемой Троице), явленному Аврааму в виде трех мужей, двое из которых были Ангелы, а один Господь Сын Божий, ставший по воплощении Спасителем Иисусом Христом. Непосредственно же мы покланяемся превечному Сыну Божию, символично изображенному до Его вочеловечения.