Вопрос №1693
Трудности с пониманием в отношении допотопных праведников и праведников Ветхого Завета
Илия Губайдуллин
, Уфа, Россия
22/11/2004
Здравствуйте, отче.
Возникли трудности с пониманием, за разрешением которых обращаюсь к Вам.
Муж Иов был человеком непорочным, справедливым, богобоязненным и удаляющимся от зла. Свидетелем чему был и народ его. Вот скорби, испытания, все отвернулись, презрев его и сомнение людей в праведности мужа Иова представлено в образе сатаны.
Не мог муж Иов лгать на жизнь свою, праведную жизнь свою, сказав и друзьям своим: - вы правы, - злоба моя велика, и беззакониям моим нет конца, с полунагих снимал одежду, утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе, вдов отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками. Богоугодная жизнь есть плод его сил и помощи Бога! Сказав ложь, он не только солжет себе и народу которому являл пример для подражания... Что же есть тогда весь труд его? Плодом гордыни? Нет! Его слова: - «Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей».
Что мы видим у отца нашего Иова? Он допытывается причины с надрывом вопрошая, в чем вина моя!? Отвести от многострадальной праведной души своей скорби, в которых други его видят наказание, гнев Божий. И не нашлось человека отвечавшего ему. И друзья его лжецы, не ведущие внимательной духовной жизни. Пусть и не исполнены они мудрости, но где их богобоязненность, молчание дающее утешение!? Иов обратился к Богу вопрошая: - где тот закон которым Ты судишь, которым виновен я?
И говорил Господь на что Иов отвечал: - вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Мы видим как Иов, увидев Господа, принял все беды, смирился. Лишь только увидев Его!
И муж Иов, что важно, знал о чем говорил ему Господь! Он был оставлен Богом в дни страданий и утешение пришло в момент явления Господа. Во времена Нового завета Бог открыт уже каждому искренне ищущему, просящему по новому. Это завет в котором Бог отрыл все человеку, чего не было открыто в Ветхом завете, чего не знал муж Иов. И пред всем человек должен смиряться, что ведает и не ведает. Во времена Нового завета Господь открыт. Но что это!? Человек предстоя пред Богом не принимает скорбей, скорбей даже во свидетельство своей греховности!
Неужели веденье закона, судом которого муж Иов оказался бы виновен, облегчило бы ему страдания? Елиуй говорил Иову: - «Господь не дает отчета ни в каких делах Своих». - Иова не утешили его слова. Но, когда Господь отвечал ему, когда Он открылся ему, тогда лишь пришло смирение и утешение. Великий муж Иов готов к большему, что Бог и дает!
Что же есть то большее? - Приоткрыл ли Бог мужу Иову Свой Новый завет?
Благодарен за ответ
Ответ отца Олега Моленко:
У многих людей существует ошибочное мение и восприятие в отношении допотопных праведников и праведников Ветхого Завета, что они якобы были несколько ущербны в сравнении с новозаветными святыми. Это не так и не имеет никакого основания.
Эти праведники были дивными друзьями Бога и имели великое дерзновение к Нему. Если и было отличие, то лишь в условиях и обстоятельствах, в которых праведникам приходилось спасаться и богоугождать. В этом отношении праведникам, жившим до пришествия Христа, было несравненно тяжелее, ибо не было еще искупления рода человеческого, Церкви Христовой и благодати, дарованной Богом людям ради Его искупления.
Тем не менее, они общались с Богом, слышали и видели Его и были друзьями Бога. Бог называл Себя их Богом и давал им великую благодать, а святых Еноха и Илию Фесвитянина даже взял живыми к Себе в рай. К таким мужам относится и святой Иов многострадальный. Через попущение Иову сильного и долгого искушения Господь Бог возвел его от бытовой праведности и веры от слуха к живой вере, боговидению и вершине христианского совершенства. Конечно, он, как и прочие дохристианские праведники, знал от Бога суть и дух Нового Завета. Бог по Своей сути неизменяем. Потому каким Он был в те времена, таким же есть в христианские времена. Существенно изменился доступ к Нему и условия обретения спасения и благодати.
Тем больше слава дохристовых святых, что они и при крайне затрудненном доступе к Богу, и при развязанном сатане (который непосредственно искушал Иова), и при тяжелейших условиях окружающего их языческого нечестия и идолопоклонства умудрились стать друзьями Бога и достичь такой благодати и дерзновения к Нему, какой многие христиане при всех их новозаветных преимуществах, увы, не достигали и не имели!