Вопрос №1715
О правильном осенении себя Крестным знамением
Сергей Сергеевич Трофимов
, Санкт-Петербург, Россия
28/11/2004
Отче Олег, здравствуйте, благословите меня грешного!
Есть вопросы по Вашему совету часто осенять себя (а также постель, пищу и все окружающее) правильным (ровным, с правильно сложенными перстами, не перевернутым, с сопровождением ума) и полным крестным знамением.
Из видеозаписи о крещении р. Б. Игоря можно видеть, как Вы совершаете знамение, стоя к крещаемому лицом: верх(на чело крещаемому), низ (на чрево), лево (на правое плечо), право (на левое плечо). Так же (верх, низ, лево, право) ли следует осенять все вокруг себя?
Еще: старец Захария наставляет делать знамение, опуская персты на низ груди (о чем можно узнать на Вашем сайте).
Стало быть, одинаково верно опускать персты как на чрево, так и на грудь? Поясните, пожалуйста.
В продолжение темы: как относиться к весьма удивительному предисловию к Закону Божьему второго издания (1966 г.), в котором говорится о недопустимом искажении крестного знамения во ВСЕХ учебниках, утвержденных Святейшим Синодом: "В заключение необходимо указать на весьма странное, непонятное и совершенно недопустимое искажение во всех учебниках, которые нам довелось видеть... В этих учебниках сказано - крестное знамение наносить на себя правою рукою полагается так: на лоб, затем на грудь и на правое и левое плечи... Впоследствии, получив основательное замечание от одного верующего человека, мы поняли какую страшную ошибку мы допустили. Потому во втором издании с радостью исправляем. ...Протоиерей Серафим Слободской."
Ответ отца Олега Моленко:
Да, осенять крестным знамением должно так.
Мера нижнего опускания перстов - не ниже пупа, но так, чтобы не было перевернутого креста (что бывает при касании груди).
Не понятно, что именно было исправлено в описании наложения крестного знамения и в чем была усмотрена "страшная ошибка". Возможно, было сделано замечание на слово "грудь". Но "грудь" в данном случае имеет не строго анатомическое значение, а общее указание передней верхней половины туловища до линии пупа. Если же смотреть на слово "грудь" анатомически, то может оказаться перевернутый (т.е. сатанинский) образ креста.
А что Слободской понимает под словом "грудь" в отношении к женщинам?