Вопрос №1720
Когда можно новоначальному читать Ветхий завет?
Сергей Сергеевич Трофимов
, Санкт-Петербург, Россия
29/11/2004
Отче Олег, здравствуйте. Спасибо Вам за скорый ответ на вопрос №1715 о крестном знамении. С.Слободской понял слово грудь именно в анатомическом значении, а при таком понимании крест, конечно, получается перевернутый, поэтому он и исправляет "ошибку" Синода, наставляя возлагать персты на живот.
Снова прошу Вас вразумить меня: из архива Ваших ответов(№1585) узнал, что новоначальному, не усвоившему Новый Завет тщательно на практике, не дозволяется читать Ветхий Завет.
Вроде бы и вывод простой: коль скоро Псалтирь - книга ветхозаветная, то мне, Новый Завет даже еще полностью не прочитавшему, следует оставить чтение псалмов вообще - и, в частности, покаянный псалом... Это и само по себе удивляет(разве этот псалом не есть самая что ни на есть "молочная" пища для новоначального?), и к тому же, этот псалом входит в правило.
Усугубляет мое недоумение правило 85 из святого поместного Лаодикийского Собора:
"...Сверх того вам да присовокупится в замечание, чтобы юные ваши изучали премудрость многоученного Сираха.
...Ради большей точности, поскольку пишу ради нужды, присовокупляю и это: что есть... книги, не введенные в канон, но назначенные отцами для чтения новоступающим, и желающим огласиться словом благочестия: премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, и Товия, и так именуемое учение апостолов, и Пастырь."
Простите за непонятливость и разъясните, пожалуйста, что же следует читать, что можно читать и что читать до поры не следует.
Ответ отца Олега Моленко:
Псалтирь является богослужебно-молитвенной книгой, на которой построено все православное богослужение, и поэтому она не входит в число ветхозаветных книг, которые до времени созревания запрещены новоначальным.
Учительные и исторические книги, к которым относится и книга Сираха, разрешены для чтения начинающим в вере, как назидательные. Под запретом для них остаются пять книг Моисея и книги пророков (включая книги Соломона), в которых духовные предметы изображены тенями, образами и символами. Эти книги могут читаться новообращенными только после тщательного изучения и усвоения ими Нового Завета.