Вопрос №1736
О страсти "ложное смирение" и как в себе эту страсть рассмотреть?
Анна Проскурина
, Россия
01/12/2004
Батюшка, благословите.
Хотелось бы узнать побольше о страсти: ложное смирение. Я пытаюсь размышлять об этом вопросе. Пришло понимание, что в основе этой страти лежит гордость. По каким признакам можно эту страсть рассмотреть в себе с помощью Божьей?
Ваша д.д. Анна
Ответ отца Олега Моленко:
Бог благословит.
Ложное смирение верующие люди проявляют по тщеславию, честолюбию и славолюбию. Человек, который болен этими страстями и знает о славе истинного смирения, пытается вместо трудного и скорбного достижения истинного смирения легко надеть личину смирения и везде публиковать себя таким смиренным. О смирении он знает лишь понаслышке или начитанности и по этому знанию составляет себе ложный образ смиренного человека, а затем пытается выглядеть по этому своему сочинению. Он ожидает от других людей похвал и прославлений за это деланное и ложное смирение. Часто человек выказывает ложное смирение для того, чтобы остановить чье-то обличение или любое другое умаление его образа в глазах людей.
Основные средства для выказывания ложного смирения такие:
1) смиреннословие, которое состоит в употреблении смиренных по виду и содержанию слов и выражений; такой человек часто употребляет выражения: "спаси Господь", "буди воля Божия", "как Богу угодно", "слава Богу за все", "прости меня", "я недостойный", "я самый грешный", "я непутевый", "я ничего не знаю и не понимаю", "не суди и не будешь судим", "не осуждай" и т.п.
2) говорение тихим голосом и мягкой (елейной) интонацией;
3) деланные позы, складывание рук, взор и движения, с целью выказать "смирение";
4) намеренная небрежность в одежде и внешнем виде;
5) употребление различных духовных цитат и крылатых фраз, с целью подчеркнуть свою "духовность";
6) указание другим на необходимость смиряться;
7) пресечение обличений или оскорблений от других ложным поклоном и "смиренными" словами "прости меня грешного", "не судите" и т.п.
Употребляя такие средства, тщеславный человек ищет себе славы за добродетель смирения или уклонения от обличений и укоризн от других людей. По этим признакам и можно усмотреть в себе эту пагубную страсть.
Ей должно противопоставить любление безчестий, оскорблений и обличений, простое отношение к людям, оставление самооправдания. Должно строго следить за своими помыслами и словами и никогда не произносить пустых слов смиренномудрия, если они не исходят от сокрушенного и, в следствие этого, истинно смиренного сердца. Обладатель ложного смирения никогда не достигнет истинного смирения и не сможет каяться, плакать и стяжать спасительную благодать.