Вопрос №1764
О толковании 10 главы Откровения Иоанна Богослова
Александр
, С.Петербург, Россия
23/01/2005
Здравствуйте о.Олег!
Очень понравилась глубина Вашего толкования Отк.10.11, в ответе на вопрос N285.
Скажите, существуют ли на сегодня толкования других мест этой главы. Например, что означают слова: "Книжка","возьми и съешь её","будет горька во чреве твоём", "в устах твоих будет сладка"".
С уважением
Александр
Ответ отца Олега Моленко:
Толкования существуют, но они для меня не удовлетворительны.
Что касается места:
Откр.10:
1 И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные,
2 в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю,
3 и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими.
4 И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.
5 И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу
6 и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет;
7 но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам.
8 И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле.
9 И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед.
10 И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем.
11 И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать в народах и племенах, и языках и царях многих.
Ангел называется другим и сильным. Другим – по его миссии, которая не в том, чтобы возвещать, а чтобы совершать Божье повеление. Он назван сильным не просто для характеристики. Разве остальные Ангелы были безсильными? Он назван сильным на что-то особое! На выполнение Божьего дела и повеления! Какое это дело? Если узнаем, что это за Ангел, то уразумеем и его миссию.
Он есть сходящий с неба, т.е. от Бога, и с особой миссией. Он облечен облаком – что указывает на его особую благодать, а также на связь его миссии с грядущим на облаках Судией Иисусом Христом. Облако и радуга над головой позволяют узнать в нем Ангела Завета Бога с людьми и всякой плотью, заключенного в лице праведного Ноя. Именно после потопа пошли над землей облака и появилась радуга, как символ Божьего обещания больше не наказывать мир сей водой и потопом.
Быт.9:
12 И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:
13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.
14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке;
15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
16 И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.
17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.
Как видим, Завет этот не только с людьми, но со всякой живой душой и землей. Но в конце времени, когда времени в обычном понимании уже не будет, земля и все дела на ней сгорят по суду Божию. Земля после сего горения изменится и примет свой вид и новое качество на всю вечность. Бог обещал не использовать больше для казни мира воду, но обещал использовать для этого огонь. Ангел Завета с землей и послан выполнить эту миссию, которая откладывается только ради проповеди покаяния Иоанном Богословом и иже с ним, а также для искушения мира антихристом-зверем. Именно этот Ангел Завета воскликнул сильным голосом, как рыкает лев, когда он во гневе. И после этого восклицания прогремело семь громов. Гром – это символ Божьего гнева и казни Божией. Семь казней определены миру сему для наказания живущих в нем и для его пересотворения. Именно это и сокрыто от всех людей до конца времени. Ангел Завета с землей возгласил о прекращении времени, а с ним и бытия мира сего в старой его форме.
Стояние Ангела Завета на море и земле говорит нам и о том, что все эти события коснутся на сей раз всех живых существ и всей земли, ибо огонь высушит моря и все, что в них, истребит. Водный потоп этого не делал, и Ной не вводил в ковчег представителей морской фауны.
Мы видим также, что лице его как солнце, а ноги как столпы огненные. Истинным духовным Солнцем является Господь наш Иисус Христос. Сотворенное солнце погаснет, а Христос будет сиять и греть вечно! Но как чувственное солнце может не только греть и светить, но и жечь и казнить, так и Христос-Судья может жечь огнем грешную землю и грешников. Ангел Завета с землей и доносит до нас своим видом эту сторону нашего Господа Бога. Ноги огненные указуют, что огонь от Бога сойдет с неба и пойдет по земле пока вся она не сгорит. На это значение Ангела указывает и описание Самого Сына Божьего в Откровении:
Откр.1:
12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников
13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:
14 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;
15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.
16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.
Именно этот Ангел принес от Бога раскрытую книгу. Эта книга о предстоящих событиях и тайнах, связанных с кончиной сего мира. Она раскрыта – т.е. пророчества стали ясно пониматься, проповедоваться и исполняться на самом деле.
Ангел стоит правой ногой на море, а левой на земле. Если разуметь под "морем" подвижное и мятущееся состояние сего мира и живущих в нем людей, а под землей – твердое и стабильное положение, то Ангел явился с раскрытой книгой Откровения (как совокупности всех пророчеств о кончине мира сего) в период между смятением и стабильностью. Смятение попускается правым судом Божьим, а стабильность уже ненадежная и призрачная, левая. Именно в это время начинается проповедь Всемирного покаяния от лица Церкви Иоанна Богослова, а также прочитывание и проповедывание раскрытой уже книги Откровения. Сам Иоанн Богослов выйдет на проповедь позже, но до того становится уже всем известным через проповедь о его тайне, о его миссии, о его предстоящем служении и проповедывании во времена антихриста-зверя.
Апостолу Иоанну повелевается взять эту книгу у Ангела и съесть, т.е. знать и уразуметь все пророчества всех пророков и получить силу на последнюю всемирную проповедь. Понимать пророчества и говорить их людям, даже самые страшные и печальные, – сладко, а вот переживать их в своем сердце (чреве), видя гибель и страдания множества людей, – очень горько. То и другое пережил Великий Иоанн Богослов. Ему надлежит опять (с пророками Илией и Енохом) – уже от лица всех пророков и апостолов Христовых – проповедовать в многих народах, племенах и царях. Подобное вкушение этой книги должны пережить (и уже переживают) и все те, кто будет участвовать в проповеди покаяния вместе с Иоанном Богословом, пророком Илией и Енохом.
Удивительно, что написал я это толкование на 10-ю главу Откровения сразу и без всякой подготовки. Как увидел - так и написал.
Богу слава во веки, аминь!