Вопрос №1775
В каких случаях необходимо просить прощения, а в каких просить не полезно?
Мария
, Москва, Россия
26/01/2005
Уважаемый отец Олег, здравствуйте!
Помогите разобраться в следующем вопросе - я и молодой человек хотим, если на это будет Божья воля, вступить в брак. Но до венчания мой молодой человек хочет покаяться перед теми людьми, с которыми он общался в прошлом и которых, возможно, он мог сподвигнуть на какие-либо неправильные поступки своим поведением. Тот период его жизни - уже в прошлом,и он исповедовался и продолжает каяться в своих грехах перед Богом. Среди этих людей - и его бывшие девушки ... Для того, чтобы наш брак заключался в чистоте, он хочет попросить прощения у всех лично (в разговоре, при встрече, просто по телефону...), т.к. без этого он все равно чувствует себя виноватым. Обязательно ли просить прощения таким образом? Или можно вверить себя Воле Божьей и искренне каяться только перед Богом? Ведь общение с теми девушками может причинить мне сильную боль, вызвать определенные воспоминания, мысли ... Как мне и ему вести себя должным образом?
Очень надеюсь на Вашу помощь!
С уважением,
Мария
Ответ отца Олега Моленко:
Желание твоего жениха может быть похвальным, но именно как желание. Как реальное действие оно невозможно, неполезно, а то и вредно. Даже если ему технически удалось бы встретиться со всеми задетыми им людьми и попросить у каждого из них прощение, это не принесло бы желаемого плода. Каяться в содеянных грехах должно пред Богом, а прощение просить лишь в таких случаях, когда со стороны другого человека предполагается понимание и получение им пользы. Если подобного не будет, то прощение наше может лишь быть осмеянным, а мы весьма сконфужены. Тогда мы помогаем непонимающему сути человеку прилагать грехи ко грехам.
Обычно прощение у человека просят при какой-либо обиде или онеправдывании его. Но если просить прощение у женщин, с которыми грешил плотскими грехами, то это, кроме насмешок с их стороны, может вызвать у кающегося оживление бывших греховных впечатлений и страстных движений. В таком случае мы понесем существенный вред. Да и если бы твоему жениху удалось бы каким-то чудом пред всеми покаяться и у всех попросить прощение без вреда для них, то уж себе он нанес бы большой вред. Он не смог бы не оценить свои "достижения" и не возгордиться ими. В подобных случаях святые отцы говорили новоначальным, объятым ложной ревностью не по разуму, чтобы они не пытались рассчитаться с Богом за один раз. Также нельзя рассчитаться за раз и со всеми людьми, с которыми пришлось встречаться в жизни. Вот почему народная мудрость говорит, что дорога в ад может быть выстелена не одними грехами, но и благими намерениями.