Вопрос №1777
О православном воспитании
Мария
, Севастополь, Украина
26/01/2005
отец Олег,прошу совета!
Моей крестнице Анастасии 9 месяцев.Маму Настеньки зовут Ирина,папу Петр.Но начну по порядку.
С Ирой мы знакомы с самого детства.Её родители( Иирны)все время ходят в Церковь и ведут благочестивый образ жизни.После рождения Настеньки Ира с Петей перебрались к её родителям.До свадьбы Ира часто ходила в храм,исповедовалась и причащалась,но после замужества она сильно изменилась:ее мама говорит,что она перестала утрен.и вечерн. молитвы читать;еле-еле уговорила её сходить на исповедь впервые послекрещенияНастеньки.Воспитание дочери она переложила маму.Каждое воскресение Петя с Ирой возили Настеньку на причастие,приезжая только к началу причастия.Петя никогда не заходил в храм,в последнее стал противиться возить дочку, говорит,что это ей не надо-он как отец так считает.Из-за этого он с Ириными родителями часто скандалит.Ира вроде бы тоже стала принимать его сторону.Мне кажется,что муж стал сильно влиять на нее.Она говорит,что у Настеньки есть крестная мама,пусть она ее и возит.Я бы с удовольствием,но мы очень далеко живем друг от друга да и сыну всего только 5 месяцев.На Рождество Христово я подарила им книгу о воспитании деток,написанную православным психологом.Бабушка Настеньки,сказала,чтоПетя устроил скандал по поводу подарка:он не хочет воспитывать «зомби» из ребенка,он сам справятся с воспитанием.Подскажите,отец Олег,что могу сделать,чтобы крестница получила православное воспитание?дарить ли им книгу«Непознанный мир веры»?не принесет ли она разлад?
Ответ отца Олега Моленко:
Невозможно простым исполнением формальностей, при "головной" лишь вере, войти по-настоящему в Церковь Христову и в ее лоне присоединиться веточкой к Лозе - Христу. При формальном вхождении и внешнем исполнении положенных ритуалов человек не может не только реально возродиться свыше, но даже узнать - в Церкви ли он Христовой. Но даже если кому-то повезло попасть в истинную спасающую Церковь, то такой формалист не удержится в ней и будет отсечен, либо будет безплодным и будет выполнять невольно функцию плевелы, а то и сына противления.
По-настоящему в Свою Церковь приводит Сам Христос Бог. Он знает, кого призывает, и знает, кого избирает. Не все званные становятся избранными, но у каждого есть возможность быть избранным. Бог призывает человека снаружи посредством благодатной проповеди (вера от слуха), а изнутри действием обращающей или призывающей благодати. При этом очень редко Господь Бог является новообращаемому человеку Сам лично. Чаще всего Он посылает такому человеку Своего служителя, как это было с Корнилием сотником, к которому Бог послал апостола Петра.
Смиренномудрием желающий улучить спасение человек достигает едиения с посылаемым ему Богом святым, который в это время живет на земле и есть доступен. Только таким единением ищущий спасения человек неформально соединяется с цепочкой святых Божьих людей и входит в Церковь Христовую послушной голосу истинного пастыря овцой, живой виноградной веточкой и полезным членом Тела Христового. И если при таком вхождении и руководстве люди порой охладевают к вере и подвигам благочестия настолько, что Богу приходится их вразумлять и подгонять сильными скорбями, то что говорить о сухих ветках, привитых к мертвому древу отступнической церкви. Их неизбежно ждет либо сильное охлаждение, либо превращение в страшного лицемера и пустосвята.
Вот почему в твоем случае неизвестно, что лучше: ходить или не ходить Ирине в отступнические храмы.
Что касается воспитания дитяти, то лучше оставить его на усмотрение родителей. У Бога нет неправды. Не случайно Он посылает именно этим родителям именно этого ребенка, а этому ребенку дарует именно этих родителей. Если новорожденная душа в глубине своей расположена к Богу, то она все преодолеет и придет к Нему. Прекрасно, когда родители мудро и умело помогают ребенку в этом богоугодном деле. Но и при их противлении он все равно может и должен придти к создавшему его Богу!
Хорошими книгами, написанными по внушению Духа Святого, пренебрегать не должно. Они научают нас от опыта других людей. Но подход к ним должен быть творческий, а не бездумно-формальный. Надо быть осторожным в употреблении чужого опыта и тщательно проверять предлагаемые советы. Только не надо навязывать другим свое видение и понимание от чужого понравившегося нам опыта.
Слово "зомби" Петр употребил неудачно. Он опасается вырастить свою дочь безвольной и живущей чужим умом, и боится сформировать ее формалисткой и лицемером. А такими дети часто становятся, если их формируют по какой-то одной психологической системе или схеме. Истинное воспитание должно производиться добрым примером личного благочестия родителей, их усердными молитвами и многоразличной Божественной благодатью.
Если ребенок будет вырастать в любви и благодати, то он не будет искать их нехватку на стороне, вне семьи. Если же внутри семьи нет мира, согласия, любви, нелицемерного благочестия и божественной благодати, то никакими самыми лучшими книгами и никакими угрозами и наказаниями ребенка удержать в семье не удастся. Бывают случаи, когда ребенок уходит и из благочестивой семьи за опытом блуднаго сына из притчи Господа.