Вопрос №1781-1
О правильном понимании заповеди любви к врагам
Михаил
, Серпухов, Россия
27/01/2005
Здравствуйте о.Олег!
Ответьте, пожалуйста, на нижеперечисленные вопросы:
1. Господь сказал "возлюби врага своего", но как я могу возлюбить тех, кто ненавидет меня... Какие процессы происходят на духовном уровне, если я пожелаю этим людям добра, вместо того чтобы ответить им злом на зло... (что будет с человеком, который молится, но делает гадость.. поддаваясь искушениям)...
2. Является ли это применимо к таким врагам... как МП и Алексию II, Ленину, Гитлеру (с его Холокостом и Освенцием)? Как я могу возлюбить их смотря на их злые дела...?
3. Как Бог относится к Деннице (падшему ангелу)... просто смотрит на его бесчинства?
Ответ отца Олега Моленко:
1. Любовь к своим личным врагам является высшей и труднейшей из заповедей о любви к ближним. Только совершенный человек может исполнить ее богоугодно, непринужденно и полно. Недостигшим совершенства надлежит понуждать себя к исполнению этой заповеди на своем уровне и в свою меру. Исполнение этой заповеди имеет два уровня: первый состоит в невоздаянии злом за зло, а второй - в воздаянии добром за зло. Цель исполнения заповеди о любви к своим врагам заключается в исполнении воли Господа Бога, в стяжании благодати за эту заповедь, в достижении благих последствий и собственного изменения и очищения. Смысл исполнения этой заповеди состоит в том, чтобы остановить на себе зло, пущенное от других, и не дать ему захватить себя и возрасти. Зло ненависти и вражды гасится только любовью. Духовно сильный и благородный человек, воздавая своим врагам любовью и добром, тем самым побеждает и своих врагов, и стоящих за ними демонов, и движение зла в себе. Легко любить любящих нас и воздавать добром за сделанное нам добро, но это ничего не меняет и не приносит благодати. Истинная же любовь не ищет своего, т.е. ответной любви. Она самоотверженна и все терпит Бога ради, зная, что за Богом не станет. Здесь должно четко разуметь, что речь в этой заповеди Господа идет только о своих личных врагах, которые по действию страстей, бесов или искушения начинают враждовать с нами. Против врагов Бога, Церкви, истинной веры, православного царя и православного Отечества работают совсем другие заповеди. Личные наши враги могут доходить иногда и до убийства нашего тела. Но этим они не могут помешать нашему спасению, но могут лишь невольно содействовать ему. Враги же Бога и нашей веры становятся для нас врагами нашего спасения, а это мы уже не можем им прощать. Вот почему если именно тебя ударили по одной щеке, то ты подставь вторую свою щеку для погашения зла, но если ударили в щеку твоего ближнего, то ты не можешь подставлять его вторую щеку под удар. Он может, а ты нет. Также если тебя обобрали, то прости это, но если обобрали твоего ближнего, то ты не можешь это простить, но должен поддержать его. Он может и должен простить своего обидчика, а ты нет. Ты можешь прощать только своего личного врага и обидчика.
Когда приходит время и Бог попускает нам, что кто-то начинает нас ненавидеть и враждовать в личном плане, то мы должны осознать, что пришло для нас время проверки и подвига, время испытания нашей веры, смирения и любви.
Если человек молится, но после этого делает кому-то гадость, то он напрасно молился, и Бог воздаст ему за его грехи полной мерой.
2. К лжецеркви "МП" и перечисленным тобой мировым злодеям заповедь о любви не распространяется. Они враги Бога, веры, Церкви и всего святого. Их должно ненавидеть совершенной ненавистью, отвращаться, гнушаться, удаляться, обличать и, если понадобится, то защищаться.
3. Бог сожалеет о безумии падшего Денницы, но Он уже вынес ему суд и наказание в вечности: Откр.20, 10:"а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков".