Вопрос №187
О заповеди "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху"
Артур
28/04/2002
Отец Олег,
правильно ли я понимаю (я по теме идолопоклонства), что разрешается делать изображения святых людей в честь Бога, но опять же не поклоняться им как Богу. А вот как об изображении Иисуса Христа Господа нашего? Ведь сказано во Втор.5:
8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху.
Ответ отца Олега Моленко:
Ведь Бог (а именно Иисус Христос явился Моисею еще до Своего воплощения) потому и запретил делать изображения других КАК БОГА (т.е. Его единственного, ибо нет других Богов, кроме Троицы), и кланяться КАК БОГУ. Поэтому изображения Иисуса Христа как Бога вполне допустимо и богоугодно, как и поклонение им как ОБРАЗАМ БОГА. Нельзя кланяться иконе как отдельному Богу. Но православные так никогда не делали и не делают, ибо это безумие!
Изображениям же святых людей мы кланяемся не как Богам по природе, а как богам по благодати и живым образам (иконам) Бога, которые в той или иной мере отражают в себе Бога! Вот почему ни в том, ни в другом случае заповедь Божия не нарушается, но сугубо исполняется. Те же, кто по лукавому пониманию не кланяются и не почитают образа Бога и Его угодников, те грешат, нарушая заповедь о поклонении Богу в духе и истине и о почитании Бога.
Господь Бог заповедует о том, чтобы никого не ставить на один уровень с ним. Это хорошо видно из контекста приведенного тобой стиха:
Втор.5:
6 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
7 да НЕ БУДЕТ у тебя ДРУГИХ БОГОВ перед лицем Моим.
8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли,
9 не поклоняйся им (как Мне - Одному Единственному Богу) и не служи им (как Мне) ; Как мы видим, Господь не запретил изображений вообще (и потому Он указывал Моисею делать изображения Херувимов в Ковчеге и Скинии, а позже Соломону в Храме), а также не кланяться другим, кроме Бога. Вот почему, если мы кланяемся иконе как иконе, а человеку как человеку - то не согрешаем! А если как Богу - то тяжко грешим. Такого поклонения себе требовал у Христа сатана. Такое поклонение будет скоро требовать от людей антихрист.
Господь, нисходя немощи людей, подробно разъясняет:
Втор.4:
16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, (т.е. чтобы не делать из человека Бога)
17 изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами,
18 изображения какого-либо [гада,] ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли;
19 и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. Мысль предельно простая: всё, кроме Одного Бога, не должно быть предметом РАВНОГО БОГУ поклонения и служения. Вот почему Господь говорит - НЕ ПРЕЛЬЩАЙТЕСЬ видимым (ведь Бог не видим телесными глазами), ибо в те времена ПРЕЛЬЩЕНИЕ ВИДИМЫМ (и установившийся на основании этого по внушению демонов культ идолов и кумиров) было страшным недугом падшего человечества. Вот почему Бог этими повелениями и запретами удерживал Свой народ от ИДОЛОПОКЛОНСТВА, которое есть измена Богу и замена поклонения Богу на поклонение твари!
Поклонение же иконам с образами Бога, или живыми друзьями Бога и богами по благодати (к чему призваны все люди) есть дело правое и богоугодное, и здесь нет НИКАКОЙ ИЗМЕНЫ БОГУ! Если человек смотрит на луну и говорит: "Луна, помоги мне", - то это измена Богу и безумное идолопоклонство! Но если человек смотрит на икону святого Авраама, Исаака и Иакова (а ведь Сам Бог называл Себя: Я есть Бог Авраама, Исаака и Иакова) или других угодников Божиих, то он не изменяет Богу, ибо не почитает этих святых самостоятельными Богами по природе, но просит их молиться Тому Самому Единому Богу, Которому они угодили и Который освятил их и даровал нам в молитвенники и помощники.
Так здраво и богоугодно следует понимать этот вопрос.