Вопрос №1876-2
О тайне домостроительства Божия
Николай
, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
06/06/2005
Здравствуйте, батюшка Олег! Мир Вам! Благословите меня грешного! У меня к Вам вопрос. Когда же Господь и Бог наш Иисус Христос возлюбил нас с такой силой, что согласился оставить Небесный Престол и воплотиться, стать человеком и понести тяжелейшие страдания, скорби, унижения, оплевание и смерть крёстную? Когда Адам и Ева согрешили, то Отец наш Небесный, наряду с наказаниями роду человеческому, уже тогда дал обещание послать Сына Своего Единородного. Т.е. Господь Иисус Христос возлюбил нас, когда нас конкретно ещё не было. Были только Адам и Ева. Действительно ли на совете Пресвятой Троицы Господь дал согласие своё на всё это ещё до грехопадения людей, или нет?
Да пребудет с Вами Господь и благодать Его во веки веков, батюшка Олег! Аминь.
Ответ отца Олега Моленко:
Жизнь трех Лиц Единого Бога непостижима для нас. Но мы можем любомудро утверждать, что Господь предвечно знал о создании людей, их падении и необходимости их искупления Сыном Божьим. Соглашаясь на создание человека, Сын Божий уже знал о предстоящем Ему страдании через принятие на Себя человеческого Божества. Бог пошел на создание человека - разумной свободной личности и не Бога. Этот неБог не мог быть Бог и мыслить как Бог, и поступать как Бог, но мог мыслить и поступать как не Бог и против воли и желания Бога. Бог все это знал, но пошел на создание такого не Бога, в надежде, что тот смирится и захочет стать Богом по благодати, оставаясь не Богом по природе. НеБог не простил этой своей второзначимости пред Богом и зависимости от Него. Поверив лжи первого безумца и гордеца - падшего херувима - ранее человека устремившегося к автономии от Бога, чем создал пространство для небытийного зла, человек устремился к подобной автономии, помышляя в своем обольщении, что этой автономии и воровского вкушения запретного плода будет достаточно для становления равновеликим и равносильным с Богом.
О прелесть злая и ужасная! Вместо равнобожия человек обрел смерть, немощь лютую, извращение своей природы и основ жизни, лишение Духа и славы Божией, зависимость от сатаны и его бесов, тленность растленную, болезни и труды изгнаннической жизни и прочие злые плоды грехопадения своего. Для избавления от этого бедственного и жалкого состояния сотворенных людей и согласился сперва (до создания мира), а потом пришел на самом деле Сын Божий. Двигала Богом в этом действии действительно Его неизреченная любовь к твари. Но это была любовь-жалость и любовь-сострадание, а не любовь-одобрение, благоизлиянная на изначально послушных и смиренных людей. Это была любовь творческая, восполняющая, исправляющая, помогающая, укрепляющая, исцеляющая и возводящая падших в прежнее и лучшее состояние и положение. Эта любовь явила непостижимое Божественное смирение пред тварью, пред людьми, когда Бог Сам со Своей стороны добровольно умалился, унизился и преподнес людям возможный вариант благого обожения. Бог не завистлив и готов уравняться со смирившимся человеком насколько это возможно, и Своим собственным смирением, и благодатным возвеличением человека. Но сделать человека Богом по природе просто невозможно. Тогда Бог по природе делается человеком по природе! Вот оно дивное равенство и паритет твари с Богом! Вот вершина и, одновременно, глубина тайны воплощения Бога!
Боже, нет слов, и мысль изнемогает от созерцания этой великой тайны!
Прости меня и дай мне смириться пред Тобой до зела!