Вопрос №1878
Можно ли и как заниматься Иисусовой молитвой в миру?
Александр П
, Горно - Алтайск, Российская федерация
07/06/2005
Батюшка, я нахожусь на перепутье.
Все, что я написал ниже, не знаю верно или не верно. Вразумите меня окаянного. Уже год я не могу настроиться на ... на что ? Понахватался всякого рода знаний поверхностно но так и не смог покаятся (каялся конечно но все это видимо поверхностно), исповедаться, настроиться на учебу, работу - хотя много полезного узнал от Вас. Последнее, что иной раз оставалось, так это вера, что Бог есть. На том может лишь и "существовал". Видимо эти, как вы и учите, искушения были за мою гордость, самонадеянность... да много еще за что.
1. Батюшка, где тот базис, то первое, то основное СПАСИТЕЛЬНОЕ И БОГОУГОДНОЕ делание КОТОРОЕ ПОЗВОЛЯЕТ, ЕСЛИ УПАЛ, ВСТАТЬ ИЛИ НЕ ПАДАТЬ НИЖЕ И НИЖЕ? Я совсем видимо запутался в своих мечтаниях.
2. Можно ли и как заниматься ИИСУСОВОЙ МОЛИТВОЙ в миру, хотя бы, дойти до первой ступени. Ведь бесы начнут донимать и говорить вроде того, что зачем молишься если большего не достигнешь? Простите окаянного, но довели уже "до ручки", самому-то не справиться.
Ответ отца Олега Моленко:
1. Базис или, лучше сказать, Камень, полагаемый в основание, есть Сам Христос. Полагается Он заповеданным Им покаянием и покаянным призыванием Его всемогущего имени. Дело не в отмахивании от Бога отмаливанием положенного и требуемого, и не в отдании должного, а в том, чтобы как можно частым призыванием Его имени и сокрушением по поводу своей глобальной беды и мрачных перспектив постоянно с верой и надеждой цепляться призыванием Его имени и участием в таинствах за Него Самого. Весь этот процесс называется стремлением к Богу! Отцы говорили в этом смысле, что стяжем стремление к Богу - и этого довлеет для нас. Если ты от всей души и всего убеждения устремишься к Богу заповеданным святотеческим путем, то к этому приложится всё остальное, в т.ч. и способность не смущаться от падений и вставать всякий раз, как споткнешься. Речь идет именно о спотыкании по немощи и невежеству, а не об осознанном выборе греховной жизни, лицемерно прикрываемой подчас видом благочестия.
2. И можно, и нужно, и необходимо, и должно, и обязательно. До первой ступени не надо доходить, так как она сразу начинается от первого твоего произношения устами и голосом "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя многогрешного". А бесов не должно слушать, но возражать их внушениям тем, что ты не ставишь себе целью достигать нечто в молении именем Иисуса Христа, но просто хочешь пребывать в этом молении, как нуждающийся в воздухе и жизни. Если человек просто дышет воздухом, разве можно говорить о каких-то достижениях в этом? Или если человек вынужден питаться пищей и питием, разве думает он о достижениях?
Так разумей и о молении именем Иисуса Христа. Христос для тебя и дыхание, и пища, и питие, и одежда, и защита, и укрепление и многое другое, без чего ты просто не можешь жить. А усилия бесов остановить тебя в делании Иисусовой молитвы должны служить для тебя свидетельством от противного о верности и правильности выбранного тобой пути. Сам рассуди, стали бы они отводить тебя от чего-то погибельного и душевредного?
А если ты уже дошел "до ручки", значит, скоро и дверь может открыться. Ибо без такой смиряющей "ручки" дверь в царство благодати не откроешь!