Вопрос №1938
О слышании Голоса Божьего
Алексей Пронин
, Дмитров, Россия
20/06/2005
Здравствуйте, батюшка!
У меня возник вопрос, который не дает мне покоя даже сейчас ночью.
Вопрос о слышании Голоса Божьего.
Я Вам верю, что через Вас говорит Господь.
Вы мне нравитесь как батюшка, мне нравится Ваш голос и все что Вы говорите.
Но я хочу услышать Голос Божий непосредственно от Бога. Поймите меня. Мне нравятся иконы с изображением Господа нашего Иисуса Христа, но они разные, хоть и схожи. Я хочу увидеть Бога!
Батюшка, скажите как выглядит Бог, какой у Него голос? Опишите все пожалуйста подробно, мне очень интересно.
Как научиться слышать голос Божий так, как Вы его слышите? Посоветуйте пожалуйста.
И как именно Вы слышите Голос Божий?
И учил ли Вас этому кто-то или Вы сами услышали Голос Божий, и когда Вы первый раз Его услышали?
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Алексей.
Конечно, кто-то нам нравится, кто-то нет. Но категория "нравится - не нравится" не может служить для нас критерием чего-то истинного или полезного. Часто людям нравится вредное, ложное и злое, и не нравится противоположное этому.
В отношении духовного лица правильно говорить в категориях "церковно-лично-благодатный - не благодатный" и "истинный - не истинный".
Голос Божий можно слышать трояко:
- физически, как голос человека (например, голос воплощенного Христа; голос Бога Отца во время крещения Иисуса Христа);
- в тонком сне или духовидении (что неизъяснимо);
- духовно, в духе человеческом.
Первый способ очень редкий (кроме дней хождения Христа по земле). Он для духовной жизни весьма опасный. Этот способ служил для подтверждения Отцом миссии Христа:
Мф.3,17: "И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".
Мф.17,5: "Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте".
В тонком сне зрителем является ум человека. Как он видит и слышит Бога во сне - неизъяснимо. Наяву очищенный и благодатный ум зрит божественные откровения и явления, посылаемые от Бога или от Ангела Божьего, а также в Писании и творениях Божьих. Подобные озарения именуются умозрениями.
Духовное видение и слышание Бога происходит посредством духа человека. Дух должен быть достаточно очищенным покаянным подвигом, чтобы иметь способность зреть духовные предметы. Но воспринимает он их не когда того хочет человек, а только по хотению Бога. Этот способ видения самый совершенный и безопасный. Трудно изъяснить его осуществление. Это есть видение духовным чувством или настолько тонкое и острое прочувствование духовного явления, что оно становится зримым. Его можно уподобить мгновенному просвечиванию излучением всего объекта. Дух мгновенно как бы прощупывает явление и получает его ясную картину. Он не только видит и слышит, но и ощушает качество, настроение, состояние объекта и его отношение к зрящему человеку.
Как ребенок просто видит и слышит отца, мать или другого человека и вовсе не задумывается, как это происходит, так и духовно оживший человек просто видит и слышит духовный объект и не думает о процессе его восприятия. Когда дух созерцает явившегося ему Бога, он приходит в изумление. В таком состоянии человек не разсуждает, не анализирует объект или способ видения, но смиренно и благоговейно предстоит так открывшемуся ему Богу.
Твое желание непосредственно слышать голос Бога или видеть Его происходит от непримечаемой тобой гордости и самоудостоения. Это очень опасное состояние. Демоны легко могут подсунуть свои видения и обольстить тебя. Кто прежде времени желает того, что превыше его, тот и во время свое не получит этого. Он не получит этого никогда.
Бог (кроме Христа, являющегося в Своем телесном виде) невидим и зрится невидимым. Душа разумеет, что предстоит Богу, ощущает Бога, но не видит Его или какого-то образа. Она не видит ничего! И, тем не менее, общается с Богом и разумеет Его, что по привычке и называет слышанием.
Научиться видеть Бога и слышать Его голос невозможно. Надо очищать себя покаянием, а когда Бог захочет и сподобит, то способность видеть и слышать Его откроется сама собой. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят - так сказал Сам Господь наш Иисус Христос. Чистота сердца - это основа Боговидения и Богослышания. Чистота же сердца достигается многими покаянными трудами и скорбями.
Авансом, по особому Божьему смотрению, услышать голос Божий может и новоначальный в вере человек, о чистоте сердца которого говорить не приходится. Этот дар бывает одноразовым, по сильному действию обращающей благодати. Подобное было и у меня осенью 1979 года. Мне милостью Божией впервые посчастливилось достать книгу Нового Завета. Один знакомый человек дал мне почитать эту священную книгу на одну неделю. Я стал читать ее, и при этом чтении на меня снизошла сильнейшая обращающая и просвещающая благодать Божия! Я все принимал просто, без всяких сомнений и колебаний. Мне было все ясно, и я получил ответы на все мучающие меня до того вопросы. И вот именно во время этого чтения и переживания таких благих и необычных состояний Господь Бог благоволил Сам посетить меня, неразумного. Я еще не был знаком с учением святых отцов Церкви и ничего не знал в православной вере, кроме евангельских истин. По этому своему невежеству и неопытности я был не готов к общению и беседе с Богом. Тем не менее, первая моя личная встреча с Ним состоялась. Это было по Его воле и совсем неожиданно для меня. Во время очередного чтения Евангелия я стал размышлять о прочитанном. Вдруг уразумел Божье присутствие и Его голос, обращенный ко мне. Мне никто не подсказывал, что это Бог, но Я сам ясно разумел это непостижимым для себя образом. Голос Его был необъясним. Он не передавался посредством звуковых волн и человеческой речи. Я слышал Его одновременно в себе и вне себя. Слышал не ушами и не умом, ибо это не был разговор на уровне помыслов. Вот почему нельзя было определять, что мне говорят на русском или каком-то другом языке. Это был некий сверхмысленный смысловой язык, когда вдруг просто понимаешь, что Бог тебе сказал именно это. Вот почему невероятно трудно воспроизвести точность Божьего обращения, ибо приходится переводить его на какой-то человеческий язык. На русском языке обращение Бога ко мне имело примерно такой смысл: "Вот ты уверовал и принял все истины Писания. Готов ли ты все оставить и следовать за Мной? Я сделаю из тебя нечто великое". Самым удивительным было не то, что я услышал и уразумел голос Божий, а то, что смог ответить Богу на этом же "языке", не проворачивая мыслью или языком! Горе мне, ибо я, неразумный и неопытный, дерзнул ответить Господу примерно так: "Да, Господи, я в принципе согласен идти за Тобой, но а как же мама, работа?" После этого моего ответа Бог немедленно оставил меня. Еще действовала обращающая благодать, еще Бог явился мне в сонном видении, и Матерь Божия тоже посетила меня во сне, но первый призыв Бога я провалил. Наверное, в том состоянии я не мог вести себя иначе. Мне нужен был долгий путь очищения покаянием и скорбями, чтобы научиться ценить Божье посещение и получить хоть часть того дара, который мог в полноте получить сразу, если бы был готов к этому. Это был очень нужный и полезый для меня опыт. Из него я уяснил для себя, что не только явный грех или греховный помысел оскорбляют Бога, но любое малейшее несогласие с Его волей, любая малейшая самонадеянность или противление Ему в духе, пусть даже в виде недоуменного вопроса. Вот почему для меня невежественными лжецами выглядят те люди, почитающие себя христианами, которые, не зная Бога и не понимая Его, дерзают учить, что, мол, дескать, Господь может и через грешного и нечестивого священника или епископа проводить благодать Свою ради прихожан. Такие люди страшно обольщаются и лгут на Бога и правду Его, ибо не знают они ни себя, ни Божьего отношения к греху. Не ведают они, что чистота и святость Бога оскорбляются малейшим неугодным Ему движением или намеком! Если бы они это знали из своего опыта, то не грешили бы и не оправдывали бы грешность греха других людей, а особенно, Божьих служителей. Святая - святым! Вот ответ Церкви на этот вопрос! Если Господь Бог свят, то Он требует этой святости и от нас. Мы не можем принести ему природную святость, вот почему приносим Ему покаянную святость нашу, если только имеем ее. Вот почему непрестанное пребывание в истинном покаянии является необходимым условием для Боговидения, Богослышания и Богословия.