Вопрос №1946-1
Что такое ересь нео-хилиазма?
Владимир. Л
, Киев, Украина
22/07/2005
Мир Вам, отец Олег!
Что такое ересь нео-хилиазма?
Благослови Вас Бог!
Ответ отца Олега Моленко:
Ересь нео-хилиазма это современный вариант древней ереси иудейского хилиазма, осужденной Церковью. К сожалению под категорию ереси попало и святоотеческое толкование хилиазма. Это буквальное понимание слов апостола Иоанна и основанное на них ожидание тысячелетнего земного царства со Христом во главе для избранных людей возникло среди первых христиан. Это учение о хилиазме было основано на буквальном понимании слов книги Откровения:
Откр.20:
"2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это -- первое воскресение.
6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков".
Как мы можем видеть, выражение "тысяча(у) лет" в 9-ти стихах повторяется шесть раз! Каждый раз с этим сроком связано конкретное действие.
- скованность сатаны.
- заключение сатаны в бездну = периоду непрельщения народов.
- оживление обезглавленных за свидетельство Иисуса Христа христиан, которые не поклонились зверю и образу его, и не приняли его начертания = их царствованию со Христом.
- воскресение первое.
- тысячелетнее царство со Христом воскресших праведников.
- окончание тысячелетия и освобождение сатаны для обольщения народов Гога и Магога.
Все шесть действий относятся к одному периоду, обозначенному как "тысяча(у) лет". Такое шестикратное упоминание этого периода не позволяет нам допускать в выражении "тысяча лет" только лишь символическое значение.
В православной традиции существует принятое от некоторых лишь аллегорически толковавших Писание отцов понятие этой "тысячи лет" как символического указания на весь период между первым и вторым пришествием Христа. Тогда под "первым воскресением" понимается духовное воскресение всех праведников от греховной смерти посредством покаяния. Такое толкование удобно для прекращения поиска других значений, а также для удержания ума пытливых людей в установленных пределах. На деле это означает приказ: "Не сметь знать!" и запрет: "Не ваше дело знать". Но такое распространенное толкование нисколько не соответствует словам книги Откровения и указанным в ней событиям этого периода. Возможно, это традиционное толкование имеет удерживательно-педагогическое значение, но никак не значение проявление истины. Каким бы ни было предположение количества лет в этой "тысяче лет", она начинается не со времени первого пришествия Христа, а после окончания искушения рода человеческого антихристом-зверем.
Таким образом, должно различать учение лжехилиазма, святоотеческое учение о хилиазме по буквальному прямому пониманию текста книги Откровения и аллегорическое толкование тысячелетия некоторыми святыми отцами. Аллегорическое толкование не отменяет и не заменяет собой буквального, но дополняет его.