Вопрос №1968
О самоуничижении и возгордении
Дмитрий
, Серпухов, Россия
26/07/2005
Здравствуйте, батюшка!
Как Вам удается не возгордиться своими знаниями и своим избранным положением. Считаете ли Вы себя недостойным? Самоуничижаете ли Вы себя? Если да, то как?
Ответ отца Олега Моленко:
Самоуничижение - это делание, помогающее подвижнику достигать безболезненного терпения оскорблений от других людей и стяжать смирение. Оно нужно новоначальным и средним, но иногда и достигшим большого преуспеяния. Ныне я редко уничижаю себя сам, и то более по навыку, чем по нужде. К тому же я ныне в изобилии пью воду уничижения от других людей. А терпеть унижения от других куда труднее, чем от себя самого.
Что касается возгордения Божьими дарами и избранным положением, то я этого не наблюдаю в себе. Господь не дает благодать и Свои дары человеку, если наперед не испытает его и не смирит его до зела. В начале Господь Бог посредством покаяния приводит человека в истинное познание себя и низводит его в бездну нищеты духовной. Таким образом у подвижника покаяния закладывается твердый и незыблемый фундамент его смирения и дальнейшего преуспеяния. От нищеты духовной в духе человека глубоко насаждается и укореняется осознание своей погибели, греховности, грехолюбия, поврежденности и лютой немощи. Это является первой опорной ступенью для смиренномудрия человека.
Затем человек познает свою неспособность к богоугождению, исполнению заповедей Божьих и соделыванию чего-либо доброго вообще. В нем глубоко насаждается и укореняется осознание, что все доброе в нем (или через него) происходит только от Бога и Божьей благодатью. Это является второй опорной ступенью для смиренномудрия человека.
Наконец, Бог являет себя осознавшему свою греховность, никчемность и немощь человеку. От этого явления и опытного сравнивания себя с безграничным Богом душа смиряется пред Ним, Его величием и славой до зела. Это является третьей опорной ступенью для уже неотпадного смиренномудрия человека.
С таким смиренномудрием человек легко и естественно приписывает любое доброе в нем начинание (или через него проявление) Господу Богу. Ему и в голову никогда не может прийти мысль, что это он что-то сделал или что-то значит сам по себе! В таком устроении, милостью Божией, нахожусь и я.
О достоинстве или заслугах вообще не может быть и речи. Я, как и любой среди рожденных женами, достоин быть отвергнутым от Бога и низринутым во тьму вечную. Поэтому нашим единственным достоинством и заслугами может быть только достоинство и заслуги Христа Бога.