Вопрос №198
Каково Ваше отношение к современным структурам в православии?
Владимир
06/05/2002
Дорогой о Господе, о. Олег!
Сейчас можно видеть множество церковных структур, появившихся в результате борьбы с отступлением "официального православия" (очевидный пример – все синоды греческих старостильников). Очень часто такая структура не только противопоставляет себя "официальному православию", но и другим аналогичным структурам, не имея согласия с ними в том или ином вопросе и не имея евхаристического общения.
Вопрос: не имея церковного общения друг с другом, могут ли все эти структуры, борющиеся против вселенского отступления, тем не менее, быть членами Церкви Христовой? Или среди них лишь одна истинная, а другие по отношению к ней раскольники?
Ответ отца Олега Моленко:
Для начала приведу необходимые ссылки на священное Писание.
Лк.9:
49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он НЕ ХОДИТ С НАМИ.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
Следует обратить особое внимание на это место из Евангелия. Здесь Великий Апостол любви Иоанн Богослов спрашивает Господа о человеке, который именем Господа изгонял бесов. Но вопрос он задает не от себя, а от лица всех Апостолов. Вопрос этот задан не в вопросительной форме, а в прикровенной, но звучит он примерно так: мы поступили так, а Ты что скажешь на это?. Иоанн как бы сообщает Наставнику о случившемся: мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и мы (т.е. собор Апостолов, ибо решение о запрете было общим и единогласным среди Апостолов) запретили ему, потому что он не ходит с нами (Иоанн приводит причину, которая собору Апостолов казалась веской для наложения запрета). Апостолы настолько были уверены в правоте своего решения, что не дождались Господа и не вопросили Его до принятия этого решения. Никто из них не захотел переспросить об этом Господа, только у Иоанна Богослова было верное чувство, что что-то здесь не так. Подвигнутый этим чувством он и сообщает Господу о происшедшем, ожидая Его оценки. Как он, самый молодой из Апостолов, мог возразить всем остальным? Ему нужно было опереться на авторитет Божественного Учителя. И его вера и надежда оправдались. Господь вопреки мнению всех Апостолов отменяет их запрет! Он отвечает на прикровенный вопрос Иоанна и устраняет причину запрета в умах Апостолов словами: "КТО НЕ ПРОТИВ ВАС, ТОТ ЗА ВАС"! Этим Господь выправил неправильное понимание Апостолов, возникшее на основании ложной ревности о своей "структуре".
А как Апостолы понимали до этого вразумления? А так, что все, кто хотят быть с Господом, а тем более изгонять Его именем бесов, исцелять недуги и т.д., должны непременно ходить с ними, т.е. пребывать в одной с ними "структуре" физически. Когда люди создают ради достижения своих целей какую-то общую совместную структуру, они естественно начинают ревновать об этой структуре. Особенно эта ревность проявляется по отношению к подобным, близким или похожим структурам. Это отношение мы и видим в данном случае у Апостолов. Они были избраны Самим Господом, получили от Господа дар изгонять бесов и врачевать недуги - а тут какой-то человек сам по себе ходит и именем Иисуса Христа изгоняет бесов и вовсе не стремится войти в их сообщество! Не обратился он к ним и за разрешением на изгнание бесов! Ну, как тут не возревновать? Как пройти мимо? Вот Господь милосердный и уврачевывает это "структурное" сознание и восприятие, расширяя у апостолов церковное сознание. Господь Своим ответом показывает, что Он смотрит на мир иначе чем человеки. Для Него и тот человек, который именем Его изгоняет бесов, это Его верный раб и слуга, а может даже и друг! Главным принципом Господь поставляет любовь, которая в данном случае проявляется непротивлением Апостолам. Важно отметить, что Господь отделил в этом случае Себя от Апостолов, говоря: "кто не против ВАС (а не НАС), тот за ВАС" (а не за НАС, т.е. Господа и Апостолов, как полагали в своей ревности Апостолы). Этим Он подчеркнул, что как Бог Он может быть и с Апостолами, и с тем человеком, даже если они не общаются. На этом основана возможность наличия благодатных структур, не имеющих общения между собою! На этом основано и пребывание Господа в разных структурах, которые в силу разных причин не признают друг друга и не общаются! Конечно же, речь может идти только о церковных структурах, стоящих в истине и благодати. Ведь тот человек был благодатным, имел сильную веру в Господа и в Его имя, и изгонял бесов наряду с Апостолами. Попробуйте кто-нибудь изгонять бесов – и вы увидите, что ничего не получится!
Некоторые могут возразить другими словами Господа:
Мф.7:
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Ссылаясь на эти слова, они могут сказать: видите, батюшка, не всегда изгнание бесов именем Иисуса Христа приятно Богу! Я отвечу: но Господь здесь не отвергает самого изгнания бесов Его именем этими людьми. Мы также научены Господом, что без Него не можем делать ничего, а тем более изгонять бесов! Господь осуждает этих людей, которые были из благодатных церковных структур, не за чудеса, а за беззакония, которые становятся еще более греховными на фоне реальных чудес. Господь ставит в вину этим людям то, что они не жили покаянием, посредством которого человек усвояется Богу, познается Богом, и сам познает Бога и становится у Бога своим! Иными словами, здесь речь идет о внутреннем человеке, а не о церковных структурах.
Церковь Христова не есть церковная структура и не объемлется церковными структурами, хотя может проявлять себя через эти структуры. Церковь есть живой Богочеловеческий организм – Тело Христово, Лоза Христова. Церковные структуры могут стоять в истине и отпадать, быть благодатными и безблагодатными. Церковь же всегда благодатна и истина! Церковь есть столп и утверждение истины! И как Апостол Павел заповедал нам проверять - в вере ли мы, т.е. не потеряли ли мы подлинную веру, удовлетворившись внешней, так и церковные структуры должны все время проверять - в Церкви ли они на самом деле, ибо отпадение от Церкви и лишение благодати происходит незаметно!
Почему же при существовании одной единственной Церкви Христовой существует много церковных структур или церквей? Ведь по человеческому пониманию удобнее было бы все свести в одну структуру. Одной Церкви – одну структуру, и не будет путаницы.
Но Бог судил иначе и вовсе не по человеческому пониманию. Полностью ответить на поставленный вопрос невозможно, ибо ответ включает в себя судьбы Божии, которые не подвластны человеку. Можно дать частичный ответ, который касается людей. Все дело в большом количестве разнообразных людей, входящих в Церковь со своими разнообразными немощами! К тому же Господь попускает пребывать рядом и людям-плевелам, а также сохранят доступ демонам к Своим рабам для искушения их. И демоны и плевелы невольно помогают верным людям преуспевать и спасаться. Господь же, не желающий смерти грешнику, хочет спасения всем этим людям с их разнообразными немощами. Более того, Господь использует наши немощи для нашей пользы и нашего спасения. В отношении немощей мы имеем указания священного Писания:
Рим.5:
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
Рим.6:
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей.
Рим.8:
26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
Рим.14:
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
Рим.15:
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
1Кор.1:
27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
1Кор.2:
3 и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.
1Кор.4:
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
1Кор.8:
7 Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
1Кор.9:
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
2Кор.11:
30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.
2Кор.12:
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
...
9 Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
2Кор.13:
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
...
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
Гал.4:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
Гал.6:
2 Носите бремена (в славянском переводе стоит слово "немощи") друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Евр.4:
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
Евр.5:
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
Евр.7:
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Евр.11:
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
Как мы видим, немощи занимают значительное место в жизни верующих людей. Естественно, что эти немощи не могут не проявляться в Церкви и не сказываться на церковной жизни и на отношениях между церковными людьми. Осознание влияния немощей поможет нам в разрешении вопросов взаимоотношения нееретических церковных структур.
В земной истории Церкви мы можем найти множество примеров проявлений человеческих немощей. Возьмем для примера житие святителя Кирилла архиепископа Александрийского. В нем упоминается о его дяде Феофиле, патриархе Александрийском следующее: "Феофил занимал александрийскую патриаршую кафедру с 385 г. по 412 г. Известен в истории, главным образом, по своей вражде к Иоанну Златоусту. Отличаясь большим честолюбием (вот она немощь этого человека!), он стремился подчинить своему влиянию константинопольского архиепископа, и потому после смерти Нектария, занимавшего византийскую кафедру с 381г. по 397г., интриговал в пользу того, чтобы на эту кафедру было избрано преданное ему, Феофилу, лицо. Когда, вопреки планам Феофила, был избран в епископы столицы св. Иоанн Златоуст, бывший до этого пресвитером в Антиохии, Феофил затаил против него злобу и сделался опорою противной Златоусту партии. Он принял деятельное участие в сложной интриге против константинопольского святителя, результатом которой было низложение последнего и двукратное изгнание из столицы. На соборе в Дубне, составленном врагами Златоуста с целью низложения его, Феофил присутствовал в качестве председателя. Вообще отношения его к Златоусту были такого свойства, что ложатся темным пятном на его имени. Но в остальном Феофил был довольно мудрым иерархом и сделал много полезного для александрийской церкви".
Как мы видим, можно быть мудрым иерархом и принести много пользы для своей церкви и при этом ненавидеть и гнать вселенского учителя Церкви и великого святого! Здесь Феофил нарушил завет Господа : "кто не против вас", почему и подлежит строгому суду Божию: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делатели беззакония". Хотя этот иерарх не был отступником от веры, он поставляется Господом в отступники словами: ОТОЙДИТЕ ОТ МЕНЯ. Но ради его беззаконий подопечные ему люди не лишались спасительной благодати, но зло через него было внесено в церковную структуру.
В житии святого Кирилла указывается и о немощи самого Кирилла: "Не следует умолчать и о том, как святитель Христов Кирилл – этот великий угодник Божий, при столь великой своей святости, тем не менее имел нечто зазорное в себе и противное благочестию, - дабы видеть чудесное его исправление. Он без причины гневался на Иоанна Златоустаго, - святый на святого. Это не должно нас удивлять, потому что совершенство свойственно лишь одному Богу; из людей же никто не может быть совершенным сам по себе, если только он не приимет от исполнения Христова; потому-то и святые, как люди, причастны человеческим слабостям. Такая слабость была и у святого Кирилла, именно в его отношениях к Иоанну Златоусту: он гневался на святаго мужа не только при жизни последняго, но даже и после кончины его и не хотел поминать его во святых. Такой гнев Кирилла происходил не от злобы, но от неведения. Он, с одной стороны, от своего дяди, патриарха Феофила, с другой, от других, питавших вражду к Златоусту, слышал много несправедливых клевет против сего вселенского светильника и, по своему незлобшю, придавал веру лжи, как истине. Ибо написано: незлобивый веру емлет всякому словеси (Притч.14,15)".
Дальше в житиии рассказывается как Константинопольский патриарх Аттик и святой Исидор Пелусиот увещевали Кирилла изменить свое негативное отношение к Златоусту и вписать его в список святых. Это стало оказывать некоторое действие на святого Кирилла. Окончательно он раскаялся в этом грехе и примирился с Иоанном Златоустом, когда был устрашен видением, в котором Сама Матерь Божия примирила двух святых.
Из-за Златоуста после его смерти происходили большие разногласия. В то время, как официальные представители константинопольской и александрийской церкви не признавали его святым, в других церквах, например, римской и антиохийской, он был вписан в диптихи и сопричислен к сонму святых. Но и в первых двух церквах было не мало сторонников Златоуста, которые не разделяли воззрений своих официальных представителей и считали его святым. На этой почве происходили споры и несогласия. В Константинополе сторонники Иоанна Златоустаго отделились даже от Церкви и образовали раскол иоаннитов. Раскол был здесь уничтожен только в 438 году.
Этот и другие подобные случаи в истории Церкви наглядно показывают, что и благодатные люди, и даже святые угодники могут не признавать друг друга, не иметь общения и не молиться друг за друга, но, тем не менее, сохраняя догматы Церкви и подвизаясь о своем спасении, они могут оставаться святыми и служить проводниками спасительной благодати для своих чад. И если во времена великих вселенских учителей и великих святых происходило подобное, то что удивляться о происходящем в наше страшное время полного вселенского отступления, когда не святые, а гордые и страстные люди управляют церквями и синодами?
Еще раз подчеркну, что нельзя это правильное понимание о возможности наличия двух или нескольких церковных групп, которые имеют спасительную благодать и при этом не имеют никакого общения, механически переносить на все существующие церковные структуры. Например, к лжецеркви МП и другим отступническим церквям современного официального "православия" это не имеет никакого отношения. Они все не устояли в истине и лишились спасительной благодати. Все они тяжко согрешили против истины, извратили вероучение и погрязли в экклесиологических (греч. Ekklesia – собрание, церковь и logos – учение) ересях. Если по отношению к Иоанну Златоусту нестроения в Церкви имели внутрицерковный характер и затрагивали личное благочестие и спасение участвующих в конфликте церковных людей, то в данном случае речь идет о вопросах вероучения, изменения в которых недопустимы, а извратители веры попадают под апостольскую анафему:
Гал.1:
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
К ним полной мерой приложимы слова Апостола:
Рим.16:
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
И еще:
2Кор.11:
13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
Что касается падения Греческой церкви, то оно пошло по отношению к календарю в 20-х годах 20 века. Официальная греческая церковь, перейдя на новый календарь, отпала от истины, перестала быть Церковью Христовой, лишилась спасительной благодати. При этом она увлекла за собой большую часть верующего греческого народа и имеет полную поддержку от органов власти. Люди, не согласившиеся с этим отступлением, организовали свое церковное управление. Они стали именоваться старостильниками или старокалендарниками, тогда как отступники именуются новостильниками. Старостильники прекратили всякое общение с отступниками-новостильниками. Но увы, к великому сожалению, эта группа греческой церкви, сохраняя стояние в истине, подверглась удару с другой стороны – со стороны личных человеческих немощей, амбиций, ложной ревности и пагубной гордости. Забыли многие из них или пренебрегли заповедью Апостола для верных:
Рим.12:
16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
Отсюда начались расколы среди старостильников и образовалось несколько синодов и групп людей, которые не имеют молитвенно-евхаристического общения при одинаковой догматической верности. Это прискорбный факт, но так проявились человеческие немощи в старокалендарной греческой церкви. Такое положение и такая разделенность в одной церкви и у одного народа – это положение ненормальное! Русская православная церковь заграницей, тогда еще благодатная и стоящая в истине, призвала все греческие синоды старокалендарников к единству, запретив общение с каждым из них до этого объединения. К сожалению, желанного объединения не произошло, болезнь разделения укрепилась и перешла на следующие поколения членов этих синодов. Сатана воспользовался удобными для него условиями разделения и отвел некоторые синоды от экклесиологической чистоты, что привело их к потере спасительной благодати, не взирая на внешнее соблюдение старого календаря. Некоторые синоды теоретически держатся истины, но на практике позволяют и имеют общение с новокалендарными отступническими церквями, придумывая, как, например, синод Киприана, в оправдание себе новые еретические еклллесиологические теории. От этого теряет всякое значение их внешнее формальное стояние в истине, ибо на самом деле его уже нет.
Из всех греческих синодов РПЦЗ под руководством святого первоиерарха митрополита Филарета (Вознесенского) признала синод архиепископа Афинского Авксентия. Епископы РПЦЗ рукоположили этого священномонаха во епископы по просьбе людей этой старокалендарной ветки. Эта греческая церковь имела евхаристическое общение с РПЦЗ, и они именовались церквями сестрами.
Кроме киприановского синода, который имел общение с новостильниками и лишь лукаво носил имя старостильной истинно-православной церкви, было еще три синода, которые не общались с новостильниками и отвергали экуменизм, но не имели общения между собой. Это синоды упомянутого ранее владыки Авксентия, матфеевцы и хризостомовцы. Матфеевский синод, называемый так по имени основателя, имел неканоническое происхождение: владыка Матфей был рукоположен во епископы одним епископом. Затем члены этого синода заняли самую непримиримую позицию ко всем остальным старостильникам. Представители синода Авксентия, которые расположены к объединению с матфеевцами, несколько раз пытались найти основу для объединения, но всякий раз матфеевцы срывали переговоры, отвергая в своей ревности мнения и авторитет святых отцов по разбираемым вопросам. Хризостомовцы – самая многочисленная группа старостильников – замечены в лукавстве, интригах и клевете, чем они хотели подчинить себе всех старокалендарников или утвердить свое господство среди них.
Как мы видим, при догматической верности этих синодов отступление задело их в человеческой части. Это не сразу приводит к лишению благодати. Бог долго терпит и ради пусть даже формальной верности епископов догматам позволяет им быть проводниками благодати для верных. Но рано или поздно качество епископов, их гордость, честолюбие, невежество, бездуховность и не пребывание в истинном покаянии скажутся, и они не устоят в догматах и канонах и отпадут, увлекая за собой многих своих чад.
На сегодня я могу засвидетельствовать о явной благодатности греческого синода почившего Владыки Авксентия и, в частности, их представителей в Бостоне, хотя их епископы по качеству своему не достойны своего положения и сана. Они - нарушители некоторых канонов Церкви и правды Божией. Не имею личного опыта в отношении Хризостомовского и Матфеевского синодов, но допускаю на основании вышеизложенного наличие в них благодати ради прихожан, ревнующих об истине. О руководителях не могу сказать ничего доброго. По мне все они отступники (пока еще не в догматическом) от личного благочестия. Ведь упоминаемый в житии святого Кирилла патриарх александрийский Феофил тоже находился в благодатной церкви и формально стоял в истине, но по качеству своему – отступник!
После многих душевных страданий и молитв Господь управил меня в благодатный синод Авксентия, а затем вывел и оттуда. Там бы мне епископы не дали вести проповедь всемирного покаяния, но гасили бы меня требованиями ложного послушания и смирения перед священноначалием.
Таково мое понимание и отношение к греческим старокалендарным синодам.