Вопрос №2005
О творчестве Тараса Шевченко и Леси Украинки
Елена Шолик
, Киев, Украина
14/09/2005
Уважаемый отец Олег!
Спасибо Вам за труд на Вашем сайте!
Согласна со всем!! Помогите прийти в Киевскую общину Иоанна Богослова!
Важный вопрос по истории и литературе:
Как Вы относитесь - к творчеству Шевченко (правильно ли поэт призывал,
"Вставать, кайданы рвать"),
к творчеству Л.Украинки (воспринимать “Лесную песню” как сказку или как языческую поэму)?
Спасибо!
Ответ отца Олега Моленко:
Мир тебе Елена!
Я напишу лидеру Киевской общины твой адрес и он напишет тебе письмо.
К Т.Г.Шевченко я отношусь как к талантливому художнику и поэту своего времени, но считаю его заблудшим в отношении его жизненных ориентиров и его пребывания в православной вере и церкви. Это было формальное пребывание по вере предков. Внутреннего делания он не знал и никогда не каялся как должно. От этого его ум был расхищаем многочисленными помыслами, а душа - страстями. От этого своего внутреннего несоответствия и мучения Тарас Григорьевич искал выхода во внешнем эмоциональном бунтарстве и утешался пьянством. Для бунтарства всегда хватало примеров несовершенства тогдашней жизни. Само разделение людей на нищих и богатых, на знатных и простолюдинов, и даже крепостных являлось постоянным источником недовольства и бунтарства. Соответственным его состоянию и было его творчество. Оно отражало его мысли, чувства и желания. Вот почему серьезно относиться к его творчеству нет никаких оснований. Совсем нелепо почитать его за пророка. Бунтарство висело тогда в воздухе и сочувствующий ему внутренне Шевченко лишь отразил его в своем творчестве. Призывать надо было к Богу и покаянию пред Ним. Рвать надо кайданы грехов, а не социального и имущественного неравенства. Нет в его творчестве смирения и покаяния. Чего только стоит одна его горделивая строка: "Мучусь караюсь, алэ не каюсь".
Леся Украинка (Пчёлка) имела еврейские корни и масонское влияние (кстати, как и Иван Франко). Это заметно сказалось на ее творчестве. Ее протест против существующего не так явен, страстен и напорист, как у Шевченко или Франко. Она работала тихой меланхоличной сапой, расслабляя людей на добро. Вот почему языческие мотивы в ее творчестве имели глубокие корни. Поэма "Лесная песня" явно языческого влияния. Другое дело, что каждый читающий может творчески восприимать любое литературное сочинительство по-своему.
Кто-то может увидеть здесь сказку, а кто-то и притчу. Вот почему часто бывает трудно оценить литературное произведение, поскольку цель и намерение автора (известные только ему самому) могут расходиться с восприятием читателей и оценкой критиков.
Вообще в отношении любого литературного автора и произведения христианину (кроме особых случаев) должно задавать один и тот же вопрос: "а что мне лично этот автор и это его произведение дает для моего спасения и к Богу приближения"? И если ответ будет положительным, то можно себе позволить прочесть.