Вопрос №2048
Как понимать слова Христа Господа "ибо все, взявшие меч, мечом погибнут"?
Ярослав
, Санкт-Петербург, Росиия
22/09/2005
Батюшка, благословите!
Церковь всегда боролась с невидимыми врагами. Но у Церкви всегда были и видимые враги, и для борьбы с видимыми врагами существовало православное воинство под лозунгом "За Веру Царя и Отечество". Все помнят высказывание благоверного князя Александра-Невского "Кто к нам с мечем придет, от меча и погибнет", но кажется, что смысл этого был утрачен и православие проиграло битву уже видимым врагам. Воевали уже не за Веру, а за земные интересы и терпели поражения. Но при этом существуют слова Христа - "ибо все, взявшие меч, мечом погибнут". Из них можно сделать вывод, что воевать вообще нельзя. И уже вырастает позиция, которую исповедуют протестанты - вообще не бери меч в руки. Получается каша в голове. Существует ли где духовное рассуждение на эту тему, как Вы понимаете это?
Вразумите, батюшка.
Ответ отца Олега Моленко:
Бог благословит!
Церковь всегда боролась и борется с невидимыми врагами. От внешних видимых врагов Церковь ограждали православные цари, коих ныне уже нет. Не надо путать православное царство и православное вероисповедание или церковь. Православное царство потому и проиграло битву своим врагам, что его поданные в своем большинстве изменили святому Православию (т.е. вере и Церкви).
Слова святого князя Александра Невского сказаны по отношению ко внешним врагам Святой Руси. Но Русь пала от своих внутренних врагов и предателей.
Русь пала от неправильного выбора пути внешнего процветания и могущества, вместо предложенного преподобным Нилом Сорским святоотеческого пути нестяжания и внутренней в Боге жизни.
Русские люди предпочли сильный меч молитве и слову Божию, которое есть меч духовный. Уже в высказывнии святого Александра Невского видны намеки этого выбора: "...от меча (русского) погибнут". Эта фраза подходит для подъема патриотического настроения в народной толпе, но не для духовного понятия.
Выражение из Мф.26,52: "ибо все, взявшие меч, мечом погибнут", нельзя вырывать из контекста Писания и абсолютизировать. Иначе получится противоречие другим местам Писания, например: Лк.22,36: "Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч". Для чего покупать меч, если им не пользоваться? И святой Павел говорит: Рим.13,3-4: "Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое".
Итак, нельзя понимать слова "все взявшие меч" буквально, как это делают протестантствующие еретики, т.е. что все, кто когда-либо и для чего-либо возьмут меч (оружие) в руки, те непременно от меча (оружия) погибнут.
В истории России мы видим, что тот же Александр Невский, Суворов, Кутузов и другие российские полководцы не погибали от оружия, но почили от старости или болезни.
Как же понимать эти слова Христа Господа? А так: "ибо (потому что) все (все кто или все из тех), взявшие меч (чтобы изменить судьбы Божьи, т.е. не по воле и благословению Божьему, а в надежде разрешить таким путем свои земные трудности или неприятности), мечом погибнут (для смирения их, чтобы прочие уразумели, что не в силе Бог, а в правде, и уповать должно только на Бога, а не на силу, выраженную мечем)". Дело-то вовсе не в мече или оружии, а в силе. На земле среди людей эта сила крайне проявляется через меч, оружие, войны. Но это грешный, богонеугодный и тупиковый выбор и путь. На всякую силу всегда найдется больша сила, на меч - больший меч. В крайнем случае по мановению Божию могут придти и легионы Ангелов с неба, чтобы сокрушить любую силу, возвышающуюся против Бога. Вот почему этим выражением Христос обличил ложный жизненный принцип или подход, который призывает людей решать свои вопросы с помощью силы, убийств и оружия. Такой подход обречен от Бога на превосходящую силу и больший меч.
Но это вовсе не означает, что нельзя употреблять силу и меч во славу Божию, во спасение людей путем пресечения зла и злой силы. Любовь к ближнему подразумевает в земных условиях и употребление силы и меча для их защиты и ограждения от злых людей, когда те пытаются отнять у наших ближних и родных жизнь, здоровье, землю, имущество и средства для жизни.
Таково духовное рассуждение по этому вопросу.