Вопрос №2050
Действительны ли рукоположения катакомбных епископов, совершенные Тихоном Белавиным?
Наумов Слава
, Саранск, Россия
22/09/2005
Здравствуйте? отец Олег
Меня интересует вопрос по поводу сослужения с еретиками Тихона Белавина в 1900 г., согласно правилу Апостолов он должен быть извержен, в таком случае действительны ли рукоположения катакомбных епископов, сделанные им после 1900г.?
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Слава.
Жизнь человека, поступки, их мотивация, мысли, чувства и чаяния человека много сложнее и многообразнее, чем любая механическая схема буквального "правильнизма", с которой пытаются подойти к оценке какой-то личности и ее деяний.
Если с таким "правильнизмом" подойти к оценке святого Ноя (обпился вином), святого Лота (обпился и переспал со своими дочерьми), святого царя Давида (прелюбодейство, отъятие чужой жены и устранение ее мужа путем использования своего служебного положения), апостола Петра (трижды отрекся от Христа, лицемерил, отрезал ухо представителю власти), апостола Павла (гнал Церковь, соизволял убийству святого Стефана), то их всех надо ...
Итак, не всегда формальная правда и правильность имеют значение в очах Бога. Он прекрасно видит кто, где и как лукавит, подлукавливает и привирает.
Есть святая и богоугодная ревность об истине и правде Божией, а есть ложная ревность.
Если вернуться к деяниям Тихона Белавина, то имевшие место факты сослужения с еретиками действительно греховным грузом ложатся на него самого. Но, по условиям тогдашнего времени его частные и никем не контролируемые деяния вдали от России не могли иметь верную оценку и справедливого церковного наказания. Для этого должно было кому-то донести с достоверными доказательствами на его церковные нарушения в Синод и требовать церковного суда над ним. Никто это не сделал. Без этого его злые деяния не приобрели общественный резонанс и остались на уровне его личных грехов, что не могло по правде Божией воспрепятствовать проведению благодати через его архиерейство на рукополагаемых им лиц, которые не знали о его тяжелых церковных проступках.
Теперь, когда мы по совокупности фактов имеем куда больше достоверных свидетельств о его личности и его деяниях, мы можем вынести ему и его поступкам более справедливый суд. По этому суду он действительно должен был бы подвергнут извержению из сана за его сослужения с еретиками. Поскольку в свое время этого не произошло, он оставался действующим епископом Российской церкви и даже был избран в ее патриархи. Вот почему все его рукоположения до его публичного отречения от вероучения (путем оправдания безбожного режима и призыва к лояльности в отношении его) надлежит считать законными и совершившимися (хотя ему это было в осуждение), а после сего - не совершившимися вовсе.