Вопрос №2054-1
Можно ли исповедоваться по почте?
Арнольд Юдин
, Вильнюс, Литва
23/09/2005
Из вопроса 2044:
"Екатерина, сознательное утаивание греха на исповеди является сугубым грехом"
Но ведь, по-Вашему, в наших церквах нет благодати. Почему тогда Вы советуете исповедаться ей? Или на исповеди все-таки можно ходить?
Действительно ли будет отпущение грехов?
Как тогда, присутствовать при Литургии или нет, причащаться или нет?
Или вообще не ходить в церковь?
Знает ли история примеры исповеди по почте?
Ответ отца Олега Моленко:
Арнольд, Вы спрашиваете извне и как бы с другой плоскости. Поэтому не можете получить адекватный ответ, не можете правильно увидеть и уразуметь рассматриваемый духовный предмет.
Я отвечал Екатерине на ее вопрос об исповеди, и мой ответ логически находился в рамках ее вопроса. Она не спрашивала меня об истинности своей церкви, и это тема для другого важного вопроса. Я ей ответил по существу вопроса в общем, как учит и требует в отношении исповеди Церковь Христова. Понятно, что сама исповедь может быть церковным таинством только внутри истинной Церкви. Это необходимое условие! Но после Вашего вопроса я добавил в ответе Екатерине пару строк о необходимости исповедоваться в истинной Церкви, а не в отступническом сборище "МП".
В наши дни Промысел Божий обязует нас посещать храм или собрание верных, когда для этого есть возможность и условия. Если доступа к истиннной Церкви нет, то должно не ходить в подделки под нее.
Что касается передачи исповеди почитой, то такая практика была введена еще в апостольские времена. Часто бывали случаи, когда схваченный гонителями христианин не мог сообщаться со своим епископом или священником. Тогда он передавал свою исповедь, записанной на бумаге или дощечке, посредством верного брата.
Само Священное Писание доносит до нас записанные для нас на бумаге грехи многих людей: Лота, царя Давида и других в ВЗ, Савла-Павла, Симона-Петра, Анания и Сапфиры и других в Новом Завете.
Грехи и наказание за них доносились не только в посланиях апостолов, но даже посредством слуха:
1Кор.5:
"1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.
2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,
4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,
5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа".
Мы ясно видим, что в данном случае апостол узнал о страшном грехе в общине Коринфа посредством верного слуха. Апостол отсутствует телом и сообщает об этом в послании своем, и, тем не менее, заочно (можно сказать по-современному - виртуально) наказывает согрешившего. Наказание согрешившего христианина или епитимья есть часть таинства исповеди.
Итак, эти слова апостола Павла показывают нам и доказывают противящимся исповеди посредством передачи информации о грехах слухом (телефоном), обычным письмом или Интернетом (электронная разновидность письма, где вместо бумаги - экран с письмом, которое можно перевести на бумагу) возможна, допустима и богоугодна!
Не надо по своим узким мыслительным меркам съуживать возможности Бога и Церкви.