Вопрос №2060
Место встречи - т.е. Иисусовую молитву - изменить нельзя...
Иван Марченко
, Герменчик, Россия
02/11/2005
Здравствуйте, батюшка! Спасибо за ответ.
У меня вопрос об Иисусовой молитве. Прочитал, что читать ее надо не менее 1000 раз в сутки. В общем, вопрос, что надо делать, чтобы спастись и попасть в жизнь вечную? Как Вы говорили, покаяние и непрестанная молитва о грехах. А если не делать такую молитву, т.е. не читать, вообще можно спастись? Если не имеешь должного рвения к деланию, не берись? И как можно читать молитву столько раз, занимаясь умственной работой? Получается, я как бы сразу неправильно делаю на выгоду бесам. Святые отцы говорили, что кто делает не умственную молитву, тот умрет сташной смертью.
Можно ли читать меньшее количество или заменить на другие?
И как быть с деланием Иисусовой молитвы, например, когда находишься в общественных местах, так как читать молитву надо ни в коем случае не про себя?
Когда прослушал Ваши проповеди и читал материалы на эту тему, стало страшно, что ее не делаю. Ночь плохо спал.
Пожалуйста, напишите по этому вопросу, который очень мучает.
Ответ отца Олега Моленко:
1000 раз в сутки это рекомендательное число, а не обязательное. Спастись можно и без делания Иисусовой молитвы - пример - благоразумный разбойник. Но для этого все равно надо обратиться с покаянной молитвой и осуждением себя ко Христу и пострадать мучительно до смерти. Но такое спасение (мученической смертью, растворенной покаянием) есть удел не многих сильных личностей и является спасением паче чаяния. Законным спасением является покаянное изменение себя исполнением всех Христовых заповедей.
Основным видом покаяния и исполнения всех заповедей Господа и является покаянная Иисусовая молитва. На исполнение 1000 Иисусовых молитв со вниманием уходит примерно один час или час с небольшим. Любой человек может позволить себе уделить это время из 24 часов в сутки, если он действительно хочет спастись. В это время надо только сосредоточенно молиться, отревая все прочие помыслы. Не надо в это время заниматься умственной деятельностью.
Во время вынужденного занятия умственной деятельностью не удастся держать Иисусовую молитву со вниманием. В это время важно не забывать о Боге и произносить молитву в паузах при первом воспоминании о Боге или спасении.
Можно уменьшить количество и заменить молитву, но это не будет содействовать успеху и цели.
В общественных местах или в присутствии других людей, когда нет возможности произносить молитву гласно, ее надо произносить устно (беззвучно для других) в гортани, или гортанным почувением и проговариванием. Про себя же означает только мысленное произношение молитвы, что по святым отцам очень опасно для новоначального.
Вопрос: Как выйти из этого мира, если нет возможности покинуть его телесно?
Ответ: Для этого должно творить Иисусовую молитву со вниманием, ибо она и есть самое неотмирное место, как соединяющая нас со Христом.
Иисусовой молитвой мы выражаем свою любовь ко Христу Спасителю и Богу нашему. Он заповедал возлюбить Бога от всего сердца, всего помышления, от всей души и всей крепости своей. Этого мы и достигаем при упражнении Иисусовой молитвой. Призывая имя Иисуса, мы как бы памятью о Нем пробиваемся через забвение, неведение, разленение, самость и прочие тьмочисленные страсти наши и полки бесовские. Господь приходит к нам на встречу в имени Своем - и наконец - происходит личная встреча плачущего о грехах грешника и милующего его Бога.
Место встречи - т.е. Иисусовую молитву - изменить нельзя. Можно еще обрести Христа на кресте своих мучений, если только не впадешь в самооправдание и ропот, от которых хула. Но на этот крест мучений нас должен возвести Сам Господь Бог.