Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet
Вопрос №2099

Об отношении к хилиазму. О святоотеческом учении о тысячелетнем царстве Иисуса Христа со святыми. О толковании 20-й главы Апокалипсиса

Сергей Р. , Томск, Россия
12/11/2005

Здравствуйте, отец Олег!

Меня смутил один из ваших ответов № 2055-1, в котором говорилось о тысячелетнем царстве на обновленной земле (после второго пришествия Иисуса Христа), после которого сатана опять будет выпущен для искушения людей. В книге "толкование на апокалипсис Святого Андрея, Архиепископа Кесарийского" глава 60, он пишет: "итак, тысячей лет (условно) называется время от воплощения (Христова) до пришествия антихристова". Также и Ефрем Сирин в своем "слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово" пишет, что после второго пришествия Господа и преображения мира наступит вечное царство Божие без этой промежуточной тысячи лет.
1. Можно ли где-то еще у Святых Отцов найти описание этой тысячи лет?
2. Когда выйдет Ваше дополненное толкование Апокалипсиса.
Большое спасибо.



Ответ отца Олега Моленко:

Здравствуй, Сергей.

Понимаю твое смущение. Беда в том, что в церковной православной среде сложилось ложное представление и соответственное отношение к так называемому хилиазму. Причиной этому ложному отношению послужило неправильно понятое и донесенное до нас решение Второго Вселенского Собора, осудившее еретические мнения Аполлинария. Среди этих мнений было и мнение о тысячелетнем земном царстве Христа. Тогдашние христиане не разобрались в сути вопроса и на веру приняли это осуждение как осуждение прямого понимания 20-й главы из книги Откровения святого апостола Иоанна Богослова. При таком подходе следовало бы изъять из книги Откровения 20-ю главу или запретить вообще всю эту книгу. Тем более, что были святые отцы, которые считали эту книгу подложной и не включали ее в канон. Но Церковь оставила эту книгу в употреблении как богодухновенную и истинную.

Таким образом, возникла конфузная ситуация, когда формально прямое понимание 20-й глава книги Откровения находилось якобы под анафемой Вселенского Собора, но сама книга и эта глава были признаны богодухновенными. Для разрешения этого конфуза некоторые из святых отцов и церковных мужей дали аллегорическое толкование 20-й главы в том виде, в каком оно изложено в толковании у Андрея Кесарийского. Должно отметить, что сей почтенный церковный муж и иерарх не был канонизирован Церковью и не числится среди ее святых. Но в виду отсутствия толкования на книгу Откровения его толкование было долгое время единственным в Церкви и потому стало хорошо известным, так что самого Андрея стали в народе почитать святым. Должно отметить, что сам Андрей Кесарийский не предполагал о таком отношении к его толкованию и не считал его единственно правильным. Он написал это толкование в стиле предположений, что хорошо видно в оборотах его речи. Вот почему нельзя давать этому толкованию характер безусловного авторитета и окончательной истины.

Смею заметить, что я перечитал все доступные мне творения святых отцов Церкви, имеющие отношение к вопросу кончины мира сего, антихриста, второго пришествия Христа и к книге Откровения. Преподобный Ефрем Сирин, святитель Иоанн Златоуст и некоторые другие отцы не толковали книгу Откровения, но лишь высказывались в отношении кончины мира, об антихристе и о втором пришествии Христа. Приведенная тобой фраза преподобного Ефрема Сирина никак не противоречит святоотеческому учению о тысячелетнем царстве. В ней в общей форме говорится, что после славного пришествия Христа и преображения мира наступит вечное царство Божие. Но он не говорит, что не будет тысячелетнего царства или что оно будет. Он просто не касается этого вопроса.

Почему я сказал о святоотеческом учении о тысячелетнем царстве, которое основано на прямом понимании пророческих слов 20-й главы книги Откровения? Потому, что такое учение есть! Ложное отношение к этому учению настолько утвердилось в церковной среде, что я, не изучив этого вопроса, на слово поверил ему и просто принял это ложное отношение и толкование самого тысячелетия. Но при каждом чтении книги Откровения мое неудовлетворение существующей против прямого понимания 20-й главы установкой росло. Существующее негласное табу в отношении хилиазма и страшилки типа: "нельзя ничего добавить или убавить к словам книги пророчества сего", преподносимые в ложном свете и толковании, препятствовали выяснению истины. Мне приходилось придерживаться мнения, что под тысячелетием следует понимать все время между первым и вторым пришествием Христа. Может быть, для Андрея Кесарийского, который писал свое толкование в 6 веке, мерить тысячелетием между первым и вторым пришествием было возможным и подходящим. Не зря же он предполагает в этом своем толковании, что пришествие Христа будет скоро. Но, по прошествии более двух тысяч лет от Рождества Христова до сего дня называть двойку единицей нелепо. Не мог Дух Святой в Писании назвать промежуток в две тысячи с лишним лет (а с каждым годом он растет) одной тысячей лет. Никакие аллегорические толкования не могут упразднить смущение от подобной арифметической безграмотности.

В своем варианте толкования некоторых мест книги Откровения я не касался 20-й главы. Всему свое время. Пришло время досконально изучить этот вопрос. При тщательном изучении вопроса хилиазма и текста 20-й главы из книги Откровения мне стало хорошо видно, что мнение о тысяче лет, как времени между двумя пришествиями Христа, ошибочно не только арифметически, но и по сути излагаемых пророчеством событий. События, указанные в 20-й главе, еще не сбылись. Но они никак не могут сбыться при том ложном мнении, что "1000 лет" равно времени между Рождеством Христа и Страшным Судом. Ведь именно по окончании этих 1000 лет сатана будет развязан и подвигнет многочисленные толпы народов на битву со святыми. По ложному мнению, приведенному в толковании Андрея Кесарийского, выходит, что это событие будет уже после Страшного Суда и наступления вечного царства Христа, что невозможно и крайне нелепо. Итак, миф о тысяче лет, как времени междупришествия Христа, рухнул окончательно. Этим мифом, как и мифом о якобы осуждении хилиазма Вселенским Собором, была закрыта сама возможность рассматривания и изучения 20-й главы, да и вообще книги Откровения. Миф об осуждении учения хилиазма тоже был легко разрушен. Для этого стоило лишь обратиться к деяниям 2-го Вселенского Собора.

При обращении к постановлениям этого Собора выяснилось, что на самом деле никакого осуждения святоотеческого учения о хилиазме, основанного на прямом понимании 20-й главы книги Откровения, не было! Выяснилось, что наша беда состоит в том, что нет полной публикации всех дошедших до нас решений Вселенских Соборов. Если бы у каждого христианина была бы возможность прочесть во всей полноте решения этих Соборов, то многие бы мифы были развеяны и многие истины утверждены. Что же осудил (в отношении хилиазма) этот Вселенский Собор? Он осудил еретические мнения Аполлинария, среди которых было и ложное иудейское понимание земного царства Месиии, которое Аполлинарий нечестиво приложил к тысячелетию книги Откровения. Таким образом, осуждено было не само тысячелетие, не тысячелетнее царство Христа в святоотеческом понимании, а иудейские басни в переложении Аполлинария. Но, поскольку в этом осуждении прозвучало слово "хилиазм", то тень осуждения несправедливо пала и на само это слово, которое стало восприниматься как бы ругательным и заведомо еретичным. Почему-то никому в голову не пришло, что таким переносом осуждения с больной головы на здоровую под осуждение попадает не только правильное понимание 20-й главы книги Откровения, но и мнения ряда святых отцов, которые утверждали это правильное понимание. К этим отцам относятся святой Ириней Лионский, святой Мефодий Патарский, святой Иустин Философ, святой Папий Иерапольский.

Особенно важно для нас учение святого Иринея Лионского, известного борца против ересей, изложенное в его пятой книге, с 32-й главы. Его толкование текста Апокалипсиса и связанных с тысячелетним царством ветхозаветных пророчеств о временах блаженного состояния всей твари на земле ещё до всеобщего воскресения и Страшного суда основаны на живом предании, полученном от самого Апостола Иоанна Богослова. Св. Ириней был учеником святого Папия, который в свою очередь был учеником Иоанна Богослова и другом святого Поликарпа Смирнского. На них и ссылается святой Ириней в своём учении.

Святой Ириней считает еретическими мысли тех, кто отрицает первое воскресение праведников и царство их до всеобщего воскресения и страшного суда: "Поелику мысли некоторых увлекаются еретическими речами и они не ведают распоряжений Божиих и таинства воскресения праведных и Царства, которое есть начало нетления и через которое достойные постепенно привыкают вмещать Бога, то необходимо сказать, что праведные должны сперва, воскресши для лицезрения Бога, в обновлённом создании получить обещанное наследие, которое Бог обещал отцам и царствовать в нём, а потом настанет суд. Ибо справедливо, что бы в томже создании, в котором подвизались или подвергались скорбям, всячески испытанные в страдании, они и получили плоды страдания своего, и в создании, в котором умерщвлены по любви к Богу, в том же и царствовали".("Книга пятая" гл.32,1)

Далее святой Ириней говорит о том, что обетования, данные Богом Аврааму, должны осуществиться на земле, "ибо Бог истинен и верен": "Если Бог обещал ему наследие земли, а он не получил его в течение всего своего обитания то надлежит ему с семенем своим, т.е. боящимся Бога и верующим в Него, получить его в воскресение праведных". О том же исполнении обетований говорит святой Ириней и в отношении благословения Исаака, данного Иакову. "Если кто не будет понимать это в отношении к предопределённому царству ( т.е. к 1000-летнему царству воскресших праведников), то войдёт в великое противоречие и несообразность как это случилось с иудеями, запутавшимися во всякой несообразности (там же гл.32, 3)".

Согласно святому Иринею, не только праведные будут блаженствовать во Христе, но и произойдёт общее обновление твари, приведение её в райское состояние, хотя всё это ещё до Страшного суда и до всеобщего преображения спасённой твари. Вот в каких удивительных словах говорит об этом сам Ириней:

"Итак, вышеприведённое благословение относится к временам Царства, когда будут царствовать праведные, восстав из мертвых, когда и тварь обновлённая и освобождённая будет плодоносить множество всяческой пищи от росы небесной и от тука земного. Так и пресвитеры, видевшие Иоанна, ученика Господня, сказывали, что они слышали от него, как Господь учил о тех временах и говорил: "придут дни, когда будут расти виноградные деревья, и на каждом будет 10 тысяч лоз, на каждой лозе 10 тысяч веток, на каждой ветке по 10 тысяч прутьев, на каждом пруте и на каждой кисти по 10 тысяч ягодин и каждая выжатая ягодина даёт по 25 мер вина. И когда кто-либо из святых возьмется за кисть, то другая(кисть возопиёт : я лучшая кисть, возьми меня; через меня благослови Господа . . .и прочие плодовые деревья, семена и травы будут производить в соответствующей сему мере, и все животные, пользуясь пищею, полученной от земли, будут мирны и согласны между собою и в совершенной покорности людям".

"Об этом и Папий, ученик Иоанна и товарищ Поликарпа, муж древний, письменно свидетельствует . . . Когда же Иуда предатель не поверил сему и спросил, каким образом сотворится Господом такое изобилие произрастаний, - то Господь сказал: увидят это те, которые достигнут тех (времён )".

К тем же временам, после воскресения праведных на земле относит Святой Ириней и пророчества Исаии о блаженных днях, когда наступит чудесный мир даже и между животными: "волки и агнцы будут пастись вместе, и лев, как вол будет питаться плевелами, и змей будет есть землю, как хлеб; и они не будут вредить и делать на Святой горе Моей, говорит Господь".(Исаия 65, 25)

Святой Ириней не отрицает возможности и аллегорического понимания этих пророчеств Исаии, но это не упраздняет и буквального их понимания: "Знаю, что некоторые пытаются относить это к диким людям, принадлежавшим к разным народам и разных занятий, которые уверуют и, уверовав, сойдутся с праведными. Но, хотя и ныне это (справедливо) в отношении к некоторым людям, из различных племён приходящих в единомыслие веры, тем не менее в воскресение праведных сбудется и относительно животных, как сказано: ибо Бог богат всем. И надлежит, чтобы с обновлением творения все животные покорились и повиновались человеку и возвратились к первоначальной, Богом данной пище, - как они (первоначально) покорены были Адаму, т.е. произрастания земли. На иное, а не настоящие время указывает то, что лев будет питаться плевелами. Это означает обилие и питательность плодов, ибо если животное лев питается плевелами, то какова будет сама пшеница, от которой плевелы годны будут в пищу львов"? (гл. 33, 4).

Это описание картины восстановления райского состояния мира после падения царства Антихриста, связания сатаны и воскресения праведных обладает для нас уникальной авторитетностью. Ведь описание это, как указывает сам святой Ириней Лионский основано на словах самого Господа, переданных Иоанну Богослову, а от него – Св.Папию, который донёс их до самого Иринея. Где здесь могла вкрасться человеческая фантазия и безответственный произвол в передаче такого драгоценного свидетельства, способных исказить его смысл? Кого из святых можно заподозрить в этом? Ясно, что в этом случае мы получаем чистый, незамутнённый источник истинного знания.

Поразительно и то, как могли некоторые переписчики средневековья опустить эти главы святого Иринея, на том основании, что сами не разделяли его воззрений. Главы же эти сохранились в древних сирийских и армянских рукописях, а так же в отрывках у Евсевия и в параллелях Дамаскина. Теперь же они переиздаются, т.к. ни у кого не возникает сомнений в их подлинной принадлежности святому Иринею Лионскому. Это обстоятельство (опущение части текста при переписки в соответствии с собственными взглядами) ещё раз показывают, как человеческие пристрастия способны лишать объективности и ослеплять при обращении даже со столь драгоценными текстами, и как далеко может зайти в своём греховном дерзновении человеческий произвол ради утверждения своего собственного мнения.

Святой Ириней, опираясь на пророчество Исаии, говорит ещё нечто чрезвычайно важное о этих временах царствия: "Бог продолжит нас, людей, и умножатся оставшиеся на земле ( Ис.62) . . . ни голос плача ни голос вопля не услышатся уже в нём, не будет там ни младенца, ни старца, который не исполнит времени своего; ибо юноша будет ста лет и грешник будет умирать ста лет и проклят будет, и построят домы и сами будут жить, и насадят винограды, и сами будут есть плоды их и будут пить вино. Не сами будут строить, а другие жить, и не сами будут насаждать, а другие – есть. Ибо как дни древа жизни будут дни народа Моего, ибо дела трудов их будут пребывать". (Ис. 65, 18-23) (Св. Ириней Кн. 5, гл.34, 4).

Во-первых, совершенно ясно, что речь идёт о событиях на земле в земной истории, а не на небесах и не после Страшного суда. "Бог продолжит . . . людей, и умножатся оставшиеся на земле." Более того, люди в этот период будут жить, и года их продолжатся. Но грешники и в этом царстве праведников будут ещё умирать, "праведный человек, находясь на земле, уже забудет умирать" (гл.34, 2).

Во-вторых, и это особенно замечательно в словах святого Иринея, люди в 1000-летнем царстве не только будут жить, наслаждаясь благодатью Божией и дарами обновлённой и подвластной человеку природы, но и будут заниматься в этом мире на очищенной и обновлённой земле созиданием культуры, смогут реализовывать заложенные в них Богом творческие возможности, возделывать окружающий их мир. Неосуществленный Замысел Божий о хранении и возделывании человеком Эдемского сада сможет быть претворённым в действительность, хотя, возможно, несколько иначе, чем это было бы, если бы не произошло грехопадения первых людей.

Смысл тысячелетнего царства на земле, согласно святому Иринею Лионскому, это и есть осуществление того, чему помешало осуществиться грехопадение. Он пишет: "Поелику люди суть истинные (люди), то необходимо должно быть истинным и местопребывание их и не обращаться в ничтожество, но преуспевать в своём бытии, ибо ни субстанция, ни сущность творения не уничтожается, - ибо истинен и верен Устроивший его, - но "проходит образ мира сего". Когда же пройдёт этот образ, и человек возобновится и окрепнет для нетления так, чтобы он не мог уже обветшать, то будет небо новое и земля новая, в которых будет пребывать "новый человек, всегда о новом собеседующий с Богом".

Итак, в 1000 летнем царстве человек и сам приуготовляется к принятию нетления и принимает участие к приуготовлению всей твари, своего "истинного местопребывания". Когда же приуготовление это закончится, явятся новое небо и новая земля, жизнь будущего века.

Пока же "мир во зле лежит" и вся тварь совокупно стенает, ожидая откровения сынов Божиих.

Таким образом, на Втором Вселенском Соборе был осуждён не хилиазм (в толковании святых отцов), а учение противоположное хилиазму, утверждающее, что царство Христово уже наступило и что оно кончится, продлившись 1000 лет. Вот почему нет никаких оснований утверждать, что святоотеческое учение о хилиазме было когда-либо осуждено соборным голосом Церкви.

Настоящий канонический статус учения о хилиазме такой: это достойное внимания частное богословское мнение ряда святых отцов Церкви. Это учение должно быть тщательно изучено и дополнительно исследовано.

Интерес к правильному пониманию учения о хилиазме стал проявляться с новой силой со второй половины 19 века и продолжается по сей день.

Вот что писали по этому вопросу некоторые духовные мужи.

Святитель Филарет (Дроздов) Московский:

"Воскресения первого, воскресения блаженных и святых должно искать между днём воскресения Христова и последним днём мира. Где же они? Подлинно, взятие Пресвятые Девы с телом на небо, по признакам, оставшимся на земле, подобное воскресению Христову, не есть ли первый пример первого воскресения?

Если Матерь Начальника воскресения последует за Ним в воскресении в третий день по своем успении; то не может ли случиться, что и некоторые другие, по преимуществу святые и достойные блаженства, как например те, которые жизнь свою отдали за имя Воскресителя, через многие, может быть века, однако же ранее последнего всеобщего воскресения умерших и изменения живущих получат некоторое предварительное, особенно им предоставленное участие, как в воскресении, так и в славе, и в блаженстве ему свойственных ? Как просто, по – видимому и непринужденно сим образом объясняются слова Тайновидца".

Автор книги "Объяснения Апокалипсиса" епископ Петр:

"В самом пророчестве явно предполагается, что империя зверя появлялась в мире и уже разрушена (до наступления 1000-летнего царства ) . . . Следовательно, тысячелетнее царствование Иисуса Христа со святыми будет уже в последние времена, по истреблении царства зверя или Антихриста, когда все иудеи и язычники присоединятся к церкви Христовой, которая в то время будет очищена от всех заблуждений, суеверий, соблазнов, грубых пороков плотских людей, чего теперь ещё не видно".

Итак, нет никаких богословских и канонических препятствий для буквального понимания пророчеств Апокалипсиса о наступлении после сокрушения Антихриста и связания сатаны и всех с ним бесов тысячелетнего царства святых.

Мое толкование книги Откровения есть живое и постоянно растущее. Книга Откровения открывается пластами и частями. Идет работа над переосмыслением главы о тысячелетнем царстве святых. Открыто понимание первой главы и некоторых мест из других глав. Самое трудное это выбрать и остановиться на каком-то завершенном варианте толкования для его издательства, ибо оно незавершено. Дело толкования будет продолжаться по мере того, как Сам Господь Бог будет раскрывать его нам, снимая с него семь печатей.



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова