Вопрос №2099
Об отношении к хилиазму. О святоотеческом учении о тысячелетнем царстве Иисуса Христа со святыми. О толковании 20-й главы Апокалипсиса
Сергей Р.
, Томск, Россия
12/11/2005
Здравствуйте, отец Олег!
Меня смутил один из ваших ответов № 2055-1, в котором говорилось о тысячелетнем царстве на обновленной земле (после второго пришествия Иисуса Христа), после которого сатана опять будет выпущен для искушения людей. В книге "толкование на апокалипсис Святого Андрея, Архиепископа Кесарийского" глава 60, он пишет: "итак, тысячей лет (условно) называется время от воплощения (Христова) до пришествия антихристова". Также и Ефрем Сирин в своем "слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово" пишет, что после второго пришествия Господа и преображения мира наступит вечное царство Божие без этой промежуточной тысячи лет.
1. Можно ли где-то еще у Святых Отцов найти описание этой тысячи лет?
2. Когда выйдет Ваше дополненное толкование Апокалипсиса.
Большое спасибо.
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Сергей.
Понимаю твое смущение. Беда в том, что в церковной православной среде сложилось ложное представление и соответственное отношение к так называемому хилиазму. Причиной этому ложному отношению послужило неправильно понятое и донесенное до нас решение Второго Вселенского Собора, осудившее еретические мнения Аполлинария. Среди этих мнений было и мнение о тысячелетнем земном царстве Христа. Тогдашние христиане не разобрались в сути вопроса и на веру приняли это осуждение как осуждение прямого понимания 20-й главы из книги Откровения святого апостола Иоанна Богослова. При таком подходе следовало бы изъять из книги Откровения 20-ю главу или запретить вообще всю эту книгу. Тем более, что были святые отцы, которые считали эту книгу подложной и не включали ее в канон. Но Церковь оставила эту книгу в употреблении как богодухновенную и истинную.
Таким образом, возникла конфузная ситуация, когда формально прямое понимание 20-й глава книги Откровения находилось якобы под анафемой Вселенского Собора, но сама книга и эта глава были признаны богодухновенными. Для разрешения этого конфуза некоторые из святых отцов и церковных мужей дали аллегорическое толкование 20-й главы в том виде, в каком оно изложено в толковании у Андрея Кесарийского. Должно отметить, что сей почтенный церковный муж и иерарх не был канонизирован Церковью и не числится среди ее святых. Но в виду отсутствия толкования на книгу Откровения его толкование было долгое время единственным в Церкви и потому стало хорошо известным, так что самого Андрея стали в народе почитать святым. Должно отметить, что сам Андрей Кесарийский не предполагал о таком отношении к его толкованию и не считал его единственно правильным. Он написал это толкование в стиле предположений, что хорошо видно в оборотах его речи. Вот почему нельзя давать этому толкованию характер безусловного авторитета и окончательной истины.
Смею заметить, что я перечитал все доступные мне творения святых отцов Церкви, имеющие отношение к вопросу кончины мира сего, антихриста, второго пришествия Христа и к книге Откровения. Преподобный Ефрем Сирин, святитель Иоанн Златоуст и некоторые другие отцы не толковали книгу Откровения, но лишь высказывались в отношении кончины мира, об антихристе и о втором пришествии Христа. Приведенная тобой фраза преподобного Ефрема Сирина никак не противоречит святоотеческому учению о тысячелетнем царстве. В ней в общей форме говорится, что после славного пришествия Христа и преображения мира наступит вечное царство Божие. Но он не говорит, что не будет тысячелетнего царства или что оно будет. Он просто не касается этого вопроса.
Почему я сказал о святоотеческом учении о тысячелетнем царстве, которое основано на прямом понимании пророческих слов 20-й главы книги Откровения? Потому, что такое учение есть! Ложное отношение к этому учению настолько утвердилось в церковной среде, что я, не изучив этого вопроса, на слово поверил ему и просто принял это ложное отношение и толкование самого тысячелетия. Но при каждом чтении книги Откровения мое неудовлетворение существующей против прямого понимания 20-й главы установкой росло. Существующее негласное табу в отношении хилиазма и страшилки типа: "нельзя ничего добавить или убавить к словам книги пророчества сего", преподносимые в ложном свете и толковании, препятствовали выяснению истины. Мне приходилось придерживаться мнения, что под тысячелетием следует понимать все время между первым и вторым пришествием Христа. Может быть, для Андрея Кесарийского, который писал свое толкование в 6 веке, мерить тысячелетием между первым и вторым пришествием было возможным и подходящим. Не зря же он предполагает в этом своем толковании, что пришествие Христа будет скоро. Но, по прошествии более двух тысяч лет от Рождества Христова до сего дня называть двойку единицей нелепо. Не мог Дух Святой в Писании назвать промежуток в две тысячи с лишним лет (а с каждым годом он растет) одной тысячей лет. Никакие аллегорические толкования не могут упразднить смущение от подобной арифметической безграмотности.
В своем варианте толкования некоторых мест книги Откровения я не касался 20-й главы. Всему свое время. Пришло время досконально изучить этот вопрос. При тщательном изучении вопроса хилиазма и текста 20-й главы из книги Откровения мне стало хорошо видно, что мнение о тысяче лет, как времени между двумя пришествиями Христа, ошибочно не только арифметически, но и по сути излагаемых пророчеством событий. События, указанные в 20-й главе, еще не сбылись. Но они никак не могут сбыться при том ложном мнении, что "1000 лет" равно времени между Рождеством Христа и Страшным Судом. Ведь именно по окончании этих 1000 лет сатана будет развязан и подвигнет многочисленные толпы народов на битву со святыми. По ложному мнению, приведенному в толковании Андрея Кесарийского, выходит, что это событие будет уже после Страшного Суда и наступления вечного царства Христа, что невозможно и крайне нелепо. Итак, миф о тысяче лет, как времени междупришествия Христа, рухнул окончательно. Этим мифом, как и мифом о якобы осуждении хилиазма Вселенским Собором, была закрыта сама возможность рассматривания и изучения 20-й главы, да и вообще книги Откровения. Миф об осуждении учения хилиазма тоже был легко разрушен. Для этого стоило лишь обратиться к деяниям 2-го Вселенского Собора.
При обращении к постановлениям этого Собора выяснилось, что на самом деле никакого осуждения святоотеческого учения о хилиазме, основанного на прямом понимании 20-й главы книги Откровения, не было! Выяснилось, что наша беда состоит в том, что нет полной публикации всех дошедших до нас решений Вселенских Соборов. Если бы у каждого христианина была бы возможность прочесть во всей полноте решения этих Соборов, то многие бы мифы были развеяны и многие истины утверждены. Что же осудил (в отношении хилиазма) этот Вселенский Собор? Он осудил еретические мнения Аполлинария, среди которых было и ложное иудейское понимание земного царства Месиии, которое Аполлинарий нечестиво приложил к тысячелетию книги Откровения. Таким образом, осуждено было не само тысячелетие, не тысячелетнее царство Христа в святоотеческом понимании, а иудейские басни в переложении Аполлинария. Но, поскольку в этом осуждении прозвучало слово "хилиазм", то тень осуждения несправедливо пала и на само это слово, которое стало восприниматься как бы ругательным и заведомо еретичным. Почему-то никому в голову не пришло, что таким переносом осуждения с больной головы на здоровую под осуждение попадает не только правильное понимание 20-й главы книги Откровения, но и мнения ряда святых отцов, которые утверждали это правильное понимание. К этим отцам относятся святой Ириней Лионский, святой Мефодий Патарский, святой Иустин Философ, святой Папий Иерапольский.
Особенно важно для нас учение святого Иринея Лионского, известного борца против ересей, изложенное в его пятой книге, с 32-й главы. Его толкование текста Апокалипсиса и связанных с тысячелетним царством ветхозаветных пророчеств о временах блаженного состояния всей твари на земле ещё до всеобщего воскресения и Страшного суда основаны на живом предании, полученном от самого Апостола Иоанна Богослова. Св. Ириней был учеником святого Папия, который в свою очередь был учеником Иоанна Богослова и другом святого Поликарпа Смирнского. На них и ссылается святой Ириней в своём учении.
Святой Ириней считает еретическими мысли тех, кто отрицает первое воскресение праведников и царство их до всеобщего воскресения и страшного суда: "Поелику мысли некоторых увлекаются еретическими речами и они не ведают распоряжений Божиих и таинства воскресения праведных и Царства, которое есть начало нетления и через которое достойные постепенно привыкают вмещать Бога, то необходимо сказать, что праведные должны сперва, воскресши для лицезрения Бога, в обновлённом создании получить обещанное наследие, которое Бог обещал отцам и царствовать в нём, а потом настанет суд. Ибо справедливо, что бы в томже создании, в котором подвизались или подвергались скорбям, всячески испытанные в страдании, они и получили плоды страдания своего, и в создании, в котором умерщвлены по любви к Богу, в том же и царствовали".("Книга пятая" гл.32,1)
Далее святой Ириней говорит о том, что обетования, данные Богом Аврааму, должны осуществиться на земле, "ибо Бог истинен и верен": "Если Бог обещал ему наследие земли, а он не получил его в течение всего своего обитания то надлежит ему с семенем своим, т.е. боящимся Бога и верующим в Него, получить его в воскресение праведных". О том же исполнении обетований говорит святой Ириней и в отношении благословения Исаака, данного Иакову. "Если кто не будет понимать это в отношении к предопределённому царству ( т.е. к 1000-летнему царству воскресших праведников), то войдёт в великое противоречие и несообразность как это случилось с иудеями, запутавшимися во всякой несообразности (там же гл.32, 3)".
Согласно святому Иринею, не только праведные будут блаженствовать во Христе, но и произойдёт общее обновление твари, приведение её в райское состояние, хотя всё это ещё до Страшного суда и до всеобщего преображения спасённой твари. Вот в каких удивительных словах говорит об этом сам Ириней:
"Итак, вышеприведённое благословение относится к временам Царства, когда будут царствовать праведные, восстав из мертвых, когда и тварь обновлённая и освобождённая будет плодоносить множество всяческой пищи от росы небесной и от тука земного. Так и пресвитеры, видевшие Иоанна, ученика Господня, сказывали, что они слышали от него, как Господь учил о тех временах и говорил: "придут дни, когда будут расти виноградные деревья, и на каждом будет 10 тысяч лоз, на каждой лозе 10 тысяч веток, на каждой ветке по 10 тысяч прутьев, на каждом пруте и на каждой кисти по 10 тысяч ягодин и каждая выжатая ягодина даёт по 25 мер вина. И когда кто-либо из святых возьмется за кисть, то другая(кисть возопиёт : я лучшая кисть, возьми меня; через меня благослови Господа . . .и прочие плодовые деревья, семена и травы будут производить в соответствующей сему мере, и все животные, пользуясь пищею, полученной от земли, будут мирны и согласны между собою и в совершенной покорности людям".
"Об этом и Папий, ученик Иоанна и товарищ Поликарпа, муж древний, письменно свидетельствует . . . Когда же Иуда предатель не поверил сему и спросил, каким образом сотворится Господом такое изобилие произрастаний, - то Господь сказал: увидят это те, которые достигнут тех (времён )".
К тем же временам, после воскресения праведных на земле относит Святой Ириней и пророчества Исаии о блаженных днях, когда наступит чудесный мир даже и между животными: "волки и агнцы будут пастись вместе, и лев, как вол будет питаться плевелами, и змей будет есть землю, как хлеб; и они не будут вредить и делать на Святой горе Моей, говорит Господь".(Исаия 65, 25)
Святой Ириней не отрицает возможности и аллегорического понимания этих пророчеств Исаии, но это не упраздняет и буквального их понимания: "Знаю, что некоторые пытаются относить это к диким людям, принадлежавшим к разным народам и разных занятий, которые уверуют и, уверовав, сойдутся с праведными. Но, хотя и ныне это (справедливо) в отношении к некоторым людям, из различных племён приходящих в единомыслие веры, тем не менее в воскресение праведных сбудется и относительно животных, как сказано: ибо Бог богат всем. И надлежит, чтобы с обновлением творения все животные покорились и повиновались человеку и возвратились к первоначальной, Богом данной пище, - как они (первоначально) покорены были Адаму, т.е. произрастания земли. На иное, а не настоящие время указывает то, что лев будет питаться плевелами. Это означает обилие и питательность плодов, ибо если животное лев питается плевелами, то какова будет сама пшеница, от которой плевелы годны будут в пищу львов"? (гл. 33, 4).
Это описание картины восстановления райского состояния мира после падения царства Антихриста, связания сатаны и воскресения праведных обладает для нас уникальной авторитетностью. Ведь описание это, как указывает сам святой Ириней Лионский основано на словах самого Господа, переданных Иоанну Богослову, а от него – Св.Папию, который донёс их до самого Иринея. Где здесь могла вкрасться человеческая фантазия и безответственный произвол в передаче такого драгоценного свидетельства, способных исказить его смысл? Кого из святых можно заподозрить в этом? Ясно, что в этом случае мы получаем чистый, незамутнённый источник истинного знания.
Поразительно и то, как могли некоторые переписчики средневековья опустить эти главы святого Иринея, на том основании, что сами не разделяли его воззрений. Главы же эти сохранились в древних сирийских и армянских рукописях, а так же в отрывках у Евсевия и в параллелях Дамаскина. Теперь же они переиздаются, т.к. ни у кого не возникает сомнений в их подлинной принадлежности святому Иринею Лионскому. Это обстоятельство (опущение части текста при переписки в соответствии с собственными взглядами) ещё раз показывают, как человеческие пристрастия способны лишать объективности и ослеплять при обращении даже со столь драгоценными текстами, и как далеко может зайти в своём греховном дерзновении человеческий произвол ради утверждения своего собственного мнения.
Святой Ириней, опираясь на пророчество Исаии, говорит ещё нечто чрезвычайно важное о этих временах царствия: "Бог продолжит нас, людей, и умножатся оставшиеся на земле ( Ис.62) . . . ни голос плача ни голос вопля не услышатся уже в нём, не будет там ни младенца, ни старца, который не исполнит времени своего; ибо юноша будет ста лет и грешник будет умирать ста лет и проклят будет, и построят домы и сами будут жить, и насадят винограды, и сами будут есть плоды их и будут пить вино. Не сами будут строить, а другие жить, и не сами будут насаждать, а другие – есть. Ибо как дни древа жизни будут дни народа Моего, ибо дела трудов их будут пребывать". (Ис. 65, 18-23) (Св. Ириней Кн. 5, гл.34, 4).
Во-первых, совершенно ясно, что речь идёт о событиях на земле в земной истории, а не на небесах и не после Страшного суда. "Бог продолжит . . . людей, и умножатся оставшиеся на земле." Более того, люди в этот период будут жить, и года их продолжатся. Но грешники и в этом царстве праведников будут ещё умирать, "праведный человек, находясь на земле, уже забудет умирать" (гл.34, 2).
Во-вторых, и это особенно замечательно в словах святого Иринея, люди в 1000-летнем царстве не только будут жить, наслаждаясь благодатью Божией и дарами обновлённой и подвластной человеку природы, но и будут заниматься в этом мире на очищенной и обновлённой земле созиданием культуры, смогут реализовывать заложенные в них Богом творческие возможности, возделывать окружающий их мир. Неосуществленный Замысел Божий о хранении и возделывании человеком Эдемского сада сможет быть претворённым в действительность, хотя, возможно, несколько иначе, чем это было бы, если бы не произошло грехопадения первых людей.
Смысл тысячелетнего царства на земле, согласно святому Иринею Лионскому, это и есть осуществление того, чему помешало осуществиться грехопадение. Он пишет: "Поелику люди суть истинные (люди), то необходимо должно быть истинным и местопребывание их и не обращаться в ничтожество, но преуспевать в своём бытии, ибо ни субстанция, ни сущность творения не уничтожается, - ибо истинен и верен Устроивший его, - но "проходит образ мира сего". Когда же пройдёт этот образ, и человек возобновится и окрепнет для нетления так, чтобы он не мог уже обветшать, то будет небо новое и земля новая, в которых будет пребывать "новый человек, всегда о новом собеседующий с Богом".
Итак, в 1000 летнем царстве человек и сам приуготовляется к принятию нетления и принимает участие к приуготовлению всей твари, своего "истинного местопребывания". Когда же приуготовление это закончится, явятся новое небо и новая земля, жизнь будущего века.
Пока же "мир во зле лежит" и вся тварь совокупно стенает, ожидая откровения сынов Божиих.
Таким образом, на Втором Вселенском Соборе был осуждён не хилиазм (в толковании святых отцов), а учение противоположное хилиазму, утверждающее, что царство Христово уже наступило и что оно кончится, продлившись 1000 лет. Вот почему нет никаких оснований утверждать, что святоотеческое учение о хилиазме было когда-либо осуждено соборным голосом Церкви.
Настоящий канонический статус учения о хилиазме такой: это достойное внимания частное богословское мнение ряда святых отцов Церкви. Это учение должно быть тщательно изучено и дополнительно исследовано.
Интерес к правильному пониманию учения о хилиазме стал проявляться с новой силой со второй половины 19 века и продолжается по сей день.
Вот что писали по этому вопросу некоторые духовные мужи.
Святитель Филарет (Дроздов) Московский:
"Воскресения первого, воскресения блаженных и святых должно искать между днём воскресения Христова и последним днём мира. Где же они? Подлинно, взятие Пресвятые Девы с телом на небо, по признакам, оставшимся на земле, подобное воскресению Христову, не есть ли первый пример первого воскресения?
Если Матерь Начальника воскресения последует за Ним в воскресении в третий день по своем успении; то не может ли случиться, что и некоторые другие, по преимуществу святые и достойные блаженства, как например те, которые жизнь свою отдали за имя Воскресителя, через многие, может быть века, однако же ранее последнего всеобщего воскресения умерших и изменения живущих получат некоторое предварительное, особенно им предоставленное участие, как в воскресении, так и в славе, и в блаженстве ему свойственных ? Как просто, по – видимому и непринужденно сим образом объясняются слова Тайновидца".
Автор книги "Объяснения Апокалипсиса" епископ Петр:
"В самом пророчестве явно предполагается, что империя зверя появлялась в мире и уже разрушена (до наступления 1000-летнего царства ) . . . Следовательно, тысячелетнее царствование Иисуса Христа со святыми будет уже в последние времена, по истреблении царства зверя или Антихриста, когда все иудеи и язычники присоединятся к церкви Христовой, которая в то время будет очищена от всех заблуждений, суеверий, соблазнов, грубых пороков плотских людей, чего теперь ещё не видно".
Итак, нет никаких богословских и канонических препятствий для буквального понимания пророчеств Апокалипсиса о наступлении после сокрушения Антихриста и связания сатаны и всех с ним бесов тысячелетнего царства святых.
Мое толкование книги Откровения есть живое и постоянно растущее. Книга Откровения открывается пластами и частями. Идет работа над переосмыслением главы о тысячелетнем царстве святых. Открыто понимание первой главы и некоторых мест из других глав. Самое трудное это выбрать и остановиться на каком-то завершенном варианте толкования для его издательства, ибо оно незавершено. Дело толкования будет продолжаться по мере того, как Сам Господь Бог будет раскрывать его нам, снимая с него семь печатей.