Вопрос №2179
Как исполнить повеление Бога - господствовать над грехом и его влечением?
Ирина Ф
, Минск, Беларусь
11/01/2006
Здравствуйте, уважаемый отец Олег.
Объясните, пожалуйста, почему Господь Бог призрел на дар Авеля и не принял дар Каина?
И разъясните смысл стиха обращенного к Каину: "Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним".
Заранее спасибо.
Ответ отца Олега Моленко:
Мне уже приходилось отвечать на этот вопрос о дарах Авеля и Каина. Должно поискать этот ответ на сайте. Повторюсь в главном: Авель принес свой дар от всего сердца, с благоговением и смирением пред Богом. Каин принес свой дар с лукавством и скрытым протестом против Бога. Он принес этот дар не по велению сердца своего, а ради существовавшего обычая, чтобы о нем плохо не подумали родители и другие люди. Протест его и богоборческое начало были выражены тем, что он принес Богу дар от плодов земли. Этим приношением он, с одной стороны, хвастался собой и своим трудом (почему и был уверен в принятии его дара Богом), а с другой, укорял Бога таким неозвученным помышлением: "Вот видишь, как вышло - Ты, мол, проклял землю за грех моих родителей, а я вот какой молодец, ибо от этой проклятой земли какой тебе дар принес"! За это гордостное лукавство и скрываемое им богопротивленчество Бог отверг жертву Каина. Этим отвержением Бог призвал Его к покаянию и пересмотру свой жизни и отношения к Богу. Но Каин не только не исправился, но позволил богопротивленческому греху и зависти настолько овладеть собой, что подвигся восстать на брата и убить его, как кажущейся ему объект его "незаслуженного" унижения.
Так богопротивленчество всегда переходит в восстание против Бога в лице Его истинных служителей и верных сынов и рабов. Вот почему за любым восстанием людей, бывшем на земле, стоял первый восставший богоборец сатана и его бесы, и это всегда приводило к кровопролитию, убийствам и братоубийствам. Таким образом, все творимые на земле убийства (кроме вынужденных Божьих казней) происходят от тех же мотивов, какие были у первоубийцы Каина, главными из которых являются зависть и богоборчество. Из этих же мотивов первосвященники иудейские и члены синедриона убили Господа Иисуса Христа своим неправедным осуждением и "умытыми" руками запуганного ими римского прокуратора Понтия Пилата.
Что касается приведенного тобой стиха, то его надо посмотреть в несколько большем контексте:
Быт.4:
"2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
6 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним".
Мы видим, что даже различие в выбранном роде занятий сказывается на людях. Каин более заземленный, землелюбивый и привязанный к земле, через которую он самовыражается и обезпечивает себя, и еще и Богу дает дар. Эту гибельную черту - пристрастие к землице - мы наблюдаем у потерявших внутреннюю веру российских крестьян. Для них богом и идолом стала землица (земляной надел), с которого они чаяли получить все блага. Духовная жизнь при этом стала помехой и от нее отделывались лицемерным православным обрядоверием, смешанным с элементами ушедшего в тень язычества. Вот почему диавол легко уловил их посулами и обещаниями богоборцев-революционеров дать землю крестьянам. Бога-то у них отняли даже во внешнем почитании, а взамен дали земли, но лишь в виде общих или разрозненных могил.
Авель был пастухом и прообразом пастырей словесных овец Христовых. Образ его жизни способствовал ему не иметь привязанности к земному и определенному месту (отечеству). Пася скот, он вполне мог заниматься созерцательной жизнью и думать об истинном и непреходящем Отечестве иже на небесах.
Мы видим, что Писание повествует нам сперва то, что Господь не призрел на Каина или призрел на Авеля, а потом речь идет об их дарах. Т.е. Бог сперва смотрит на сердце, расположение и внутреннее устроение человека, а затем на его дар. Внешний дар Каина и внешний дар Авеля был лишь существовавший по тогдашним условиям способ выражения их внутреннего устроения. Если отвергалось Богом внутреннее устроение, то внешним выражением этого отвержения и было отвержение предложенного дара. Уместен вопрос, каким образом в то время Бог принимал дар человека, а каким презирал его? Ответ на него простой: если Бог никак не касался предложенного дара, то это означало его отвержение Богом. Если же дар попалялся огнем от Бога - значит жертва была принята Богом. Из этого мы узнаем, что когда святой пророк Божий Илия Фесвитянин приносил Богу залитую водой жертву в доказательство истинности Бога Израиля, то он просил именно того древнего вида принятия ее Богом. Бог не отверг прошения Илии и попалил жертву, жертвенник, дрова и воду огнем с неба. Таким образом, в его споре об истинном Боге со жрецами Ваала Илия использовал древний вид жертвоприношения и оказался в этом случае в качестве Авеля, тогда как сотни жрецов оказались в качестве отвергнутого Богом и посрамленного Каина. Только результат последовал уже другой: новый Авель в глазах устрашенного и изумленного народа торжествовал, а новый коллективный Каин был заклан новым Авелем. Это заклание Илией жрецов не было местью, но вынужденным действием по предотвращению губящего израильский народ духовного заразного заболевания - идолопоклонства Ваалу, иначе именуемого еще Вилом.
Ульянов по кличке "Ленин" сознательно избрал себе кличку на букву "л", чтобы из заглавных букв его составного имени получилось имя того древнего идола "Вила" (В.И.Л.). Вот почему те, кто идут в мавзолей кланяться или почтить память В.И.Л., они вместе со своим прикреплением ко всем грехам и злодеяниям этого В.И.Ла и его партии, одновременно приобщаются греху древнего идолопоклонничества Ваалу (т.е. князю бесовскому Вельзевулу), а через это и ко греху каинонитов (т.е. к проклятым потомкам Каина первоубийцы). Так российские крест-ьяне (или христиане) из-за пристрастия к земле сошли по совету иудеев со своего жизненного Креста и превратились в братоубийц каинонитов. Они-то – крестьяне на земле и крестьяне, лишившиеся земли, раб-очие – и стали главной движущей силой "рабоче-крестьянской" каинонитской братоубийственной революции, приведшей в России к восстанию "проклятого" древнего змия ("проклятьем заклейменный").
Каин огорчился по своей великой гордости и крайнему самолюбию. Для него несносно было смирение пред Богом, и он сильно огорчился случившемуся безчестию. Поникшее к земле лицо Каина явилось символом его уклонения от Бога вышнего, его греха и раболепия земле, его рабства демонам. Призывая его к покаянию, Бог своим вопрошением указал на эти внешние признаки внутреннего порабощения греху: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Далее Бог, укоряя Каина за грех, разъясняет ему признак отсутствия греха или доброделания: если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?
Т.е. когда человек делает богоугодные добрые дела, то он бывает простым, цельным, с ясным, открытым и устремленным на небо (поднятым) лицом. Ему нечего бояться Бога или пытаться что-то скрывать от Него. Это выражение можно сравнить с подобным, но более сильным и возвышенным новозаветным выражением:
Ин.3:
"19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны".
И возлюбленный Богом Богослов обращался к теме Каина-Авеля:
1Ин.3:
"10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,
12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны".
Из этого мы узнаем то, что скрыто в повествовании книги "Бытия": что Каин был сыном диавола; был от лукавого (т.е. подчинялся ему); что дела его были злы; что он не любил брата своего Авеля, но возненавидел его за праведность. Их жертвоприношения и имевший место конфликт, закончившийся гнусным братоубийством, были лишь условиями обнаружения злобы Каина и праведности Авеля.
Далее Бог указывает нам духовный закон: если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит.
Этот закон говорит нам, что только богоугодное творение доброго делает человека свободным от власти греха, что отражается на его лице и виде. Не делание такого приносящего благоволение Божье и благодать добра свидетельствует о том, что у дверей сердца такого человека лежит грех, который и отделяет его от Бога. Чем грех отделяет человека от Бога? Тем, что влечет тебя к себе. Вот это влечение греха, именуемое со стороны человека похотью, и есть самое страшное гибельное его действие, ибо оно подменяет Бога и Его истинные блага грехом и его мнимыми, но сразу ощутимыми "благами". Почему и апостол Павел призывает нас Еф.4,22: "отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях". А апостол Иаков описывает страшное следствие похоти: Иак.1,14-15: "но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть".
Вот почему Бог в лице Каина сразу открывает нам эту важнейшую суть греховного влечения и научает нас деятельному покаянию: ты господствуй над ним. Над чем должно господствовать грехолюбивому, но кающемуся человеку? Над грехом? Но как это делать? Над влечением греха! Над его похотью (похотением)! Над его приражение в виде страстного помысла! Как господствовать? А так, что не позволять греховному приражению помысла проникать внутрь ума, а греховному влечению - в сердце.
Потому-то и сказано Богом о двери в душу, у которой грех лежит своими приражениями и похотениями. Каким же образом должно не позволять действию в себе влечения греха и приражения страстного помысла? Держанием двери запертой для них! А как же нам расслабленным и грехолюбивым это возможно? Никак. Вот почему Господь указал нам на Себя: Ин.10,9: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет". Итак, Господь предлагает нам заменить нашу слабую и никчемную дверь (т.е. способность противиться греху, не впускать его в свою душу и не отдаваться его влечению (что и есть господствовать над ним), на Его дверь, которой для нас является Он Сам в Своем имени! Призывая Его имя на каждое греховное приражение, мы только и можем противостоять греху! Отсюда справедливо отцы Церкви определили покаяние как: непрестанное призывание имени Иисуса Христа (ибо и грех действует на нас непрестанно) + очищение помыслов - т.е. действие Дверью-Христом, когда злые помыслы не впускаешь и гонишь их именем Иисуса, а добрые впускаешь и пасешься на них, как на пажити Божьей + терпение находящих за эти два делания скорбей и искушений. Таким образом, только таким святоотеческим покаянием мы можем исполнить повеление Бога господствовать над грехом и его влечением.