Вопрос №2180-1
Кто входит (по книге "Откровения") в число двадцати четырёх старцев, сидящих на двадцати четырех престолах?
Андрей
, Лен. область, Россия
12/01/2006
Здравствуйте, о. Олег!
Кто стал достойным войти в число двадцати четырёх старцев, сидящих на двадцати четырех престолах? Единственно ли толкование о. Иоанна Кронштадского о том, что это Апостолы и пророки Ветхого Завета, или есть и другие мнения Святых отцов?
Ответ отца Олега Моленко:
По моему мнению в это число входят 24-е ветхозаветных пророков, которые пророчествовали о первом и втором пришествии Господа Иисуса Христа.
Книга "Откровения" не была растолкована святыми отцами и потому нет их мнения по этому вопросу. Из древних существует одно известное толкование этой книги Андрея Кесарийского. Этот муж дает такое осторожное предположение по данному вопросу: "Некто из бывших прежде нас говорит, что под именем двадцати четырех старцев следует разуметь Авеля и двадцать других Святых Ветхого Завета и трех Нового. Это-ли мнение правильно, или же под означаемыми двадцатью четырьмя буквами лучше разуметь украшенных делами и словом, пусть решит сам читатель. Сообразнее, кажется, понимать так: под двенадцатью первыми старцами разумеет просиявших в Ветхом Завете, а под двенадцатью другими угодивших в Новом. 12-ть первых суть Патриархи Родоначальники двенадцати колен, а двенадцать других 12 Апостолов, которым, по их великой силе и премудрости, Господь обещал сидение на двенадцати престолах и некогда суд над Израилем".
Как видим, Андрей Кесарийский предоставляет самому читателю сделать выбор и лишь указует на свое мнение, как наиболее сообразное. Все это говорит о его гадании, а не наличии у него ясного откровения от Бога.
В таком толковании непонятно, почему под 12-ю из 24-х небесных старцев должно разуметь 12-ть Патриархов еврейского народа? Также непонятно, почему это число из 24-х старцев состоит из двух разнородных групп святых будь то Патриархи-Апостолы, как у Андрея Кесарийского, или Пророки-Апостолы, как у святого Иоанна Кронштадтского. При разнородности двух этих групп в этом числе Писание бы скорее всего указало бы их, как 12 и 12 отличных друг от друга, ибо везде в Писании различаются Патриархи, Пророки и Апостолы.
При таком толковании с двумя разнородными группами старцев возникают также следующие недоуменные вопросы:
- почему из 24-х пророков ВЗ в число 24-х старцев избрана лишь их половина?
- кто именно выбран из этих 24-х пророков и почему?
- как можно разуметь присутствие одного из 12 Апостолов, а именно возлюбленного Богом Иоанна Богослова, в двух разных местах и качествах одной и той же картины книги "Откровения": в лице тайнозрителя, Ангела мира, возглавителя всемирной проповеди Евангелия и одновременно одним из 24-х старцев;
- на каком основании уравнены 12 Пророков и 12 Апостолов? или 12 Патриархов и 12 Апостолов?
- почему к лику этих старцев не добавлены 70 других Апостолов Христа? разве они не находятся у Престола Божия?
Мое мнение о 24-х старцах, как о 24 пророках, легко разрешает все эти вопросы.