Вопрос №2183
Было ли известно в Ветхозаветное время о воскресении и вечной жизни?
Ирина Ф
, Минск, Беларусь
13/01/2006
Здравствуйте, отец Олег.
Большое спасибо Вам за ответ на мой вопрос. Получила даже больше чем ожидала. К сожалению, многое в Библии еще понимаю формально. Но на многое и "открываются глаза", вот теперь и с Вашей помощью. Со смирением прошу Вас ответить еще на один вопрос.
Было ли известно в Ветхозаветное время о Воскресении и Вечной жизни. Почему Екклезиаст пишет: " Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению...", Пс.6: "ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?". Царь Давид - в Пс.22: "...Пребуду в доме Господнем многие дни" (не вечность?).
Заранее благодарю. Храни вас Бог.
Ответ отца Олега Моленко:
В Ветхозаветное время было известно о всеобщем воскресении из мертвых и вечной жизни. Но эта вера и знание хранились лишь в отдельных святых личностях и только как их личное откровение. В среде самого богоизбранного народа бытовало другое мировоззрение и мироощущение, которое было основано на опыте посмертной участи любого члена Ветхозаветной церкви и откровениях об этой участи. А этот опыт, отраженный в Писании ВЗ, свидетельствовал о том, что все люди без исключения после смерти своими душами сходили во ад, хотя и не все в муку. Вот почему премудрый Соломон в книге Екклезиаст и записал приведенные тобой слова, как отражающие мироощущение тогдашнего человека по отношению к таинству смерти.
Потому-то так велика была радость учеников и апостолов Господа о Его воскресении, что это воскресение разрешало извечный и самый мучительный вопрос человечества - вопрос о смерти. Воскресением Христовым смерть была побеждена и жало смерти - грех - сокрушен!
Святой Давид в 6-м псалме возвещает общую истину о том, что в духовной смерти нет памяти о Боге, а во аде никто не может исповедать Бога. В приведенном тобой 6-м стихе 22-го псалма речь идет о земной жизни, что хорошо видно из полного контекста этого стиха: "Так, благость и милость <Твоя> да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни".