Вопрос №2188
Не нарушает ли чтение Иисусовой молитвы 1000 раз заповедь НЕМНОГОСЛОВИТЬ?
Igor
, Rostov, Russia
15/01/2006
Здравствуйте отец Олег.
Ответьте пожалуйста на 2-а вопроса:
1.Как согласуются слова Господа Иисуса Христа "не говорите много молясь, так как делают фарисеи (точно не помню их название), которые хотят в многословии своем быть услышаными", с чтением Иисусовой молитвы 1000 раз? Не нарушает ли такое чтение заповедь НЕМНОГОСЛОВИТЬ?
2. Есть ли еще сайты священников, которые Вы могли бы порекомендовать?
Ответ отца Олега Моленко:
1. Если привести стих из Мф.6,7: "А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны", то становится очевидным, что Господь назвал многословием не повторение краткой молитвы с Его именем, а говорение лишнего, как язычники. Язычники в своих молитвах опирались не на веру и смирение, а на словесное украшательство, велеречие, пафос и высокопарность слов и словесных выражений. На это лишнее, которое говорилось от гордости сердца, самонадеянности и тщеславия, и уповали молящиеся язычники. Это была ложная форма психологической молитвы, когда Бог воспринимается как субъект психологического внушения, подобный человеку. От этого лишнего, которое оформлялось многими словами, и предупреждает верных своих Господь Иисус Христос.
Моление именем Иисуса Христа не является видом психологической молитвы, ибо никто на Бога ничем не "давит". Количество призываний нужно не для Бога, а для самого призывающего человека. В идеале оно должно перейти в непрестанное (т.е. безчисленное) моление именем Иисуса Христа. Целью частотности-безпрестанности Иисусовой молитвы является утверждение в человеке памяти Божией и теснейшее духовное соединение человека и Бога через имя Спасителя. Об этом свидетельствует известное изречение святых отцов об этом молитвенном делании: "Да поглотит твое сердце Господа, а Господь сердце твое". Покаянное очищение и поэтапное исцеление частей человеческого естества от греховности и страстности являются в этом внутреннем делании вынужденным этапом на пути к духовному соединению с Богом.
Итак, дожно отличать долготу и немногословие просительной к Богу молитвы и многоразовость произнесения краткой молитвы с именем Иисуса Христа.
Даже просительная молитва может, по указанию притчи Господа о вдовице и неправедном судье, повторятся многократно, пока не будет удовлетворено прошение человека. Нормальной мерой просительной молитвы является прошение до трех раз подряд. Если не сработает, то 3х3=9, и т.д. Длина личной молитвы не должна превышать длину молитвы Господней "Отче наш".
2. Я пока не нашел для себя ни стоящих внимания священников, ни таких сайтов.