Вопрос №2228
О выборе - "иметь или не иметь детей"
Юлия
, Саарбрюккен, Германия
26/01/2006
Здравствуйте, отец Олег!
Не знаю, сможет меня кто понять, кроме Вас. Жизнь моя полна чудес. Во стольких опасностях была я, что просто не пересчесть. Но, знаю одно - что помог мне только Господь Бог и мой сердечный друг - Ангел Хранитель. Наверное, это будет трудно понять люду, который не знает и не ведает, кто Он таков и как помогает тебе. Верую в Господа нашего Иисуса Христа - и всегда приходит помощь Его ко мне, недостойной. Часто слышу голос Ангела моего, его совет. И спрашивала также о терзании моем и знаю его ответ, но от сего ответа не знаю до конца как быть. Дело мое в том, что знаю и, более того, чувствую, что ожидает нас всех, и от того делается страшно. Мне еще мало лет, но достаточно, чтобы иметь детей. Как-то многие твердят, что детей уже пора, а мне о душе своей бы хватило времени позаботиться, чтобы себя познать. Я столького еще не знаю. Хочу спросить - как быть - у Вас. Знаю, что Господь даровал нам "выбор", но боюсь, как бы не совершила я греха в своем выборе касательно детей. Подскажите.
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Юлия.
Если ты действительно слышишь голос и советы своего Ангела-хранителя, то остается только радоваться за тебя. И все же есть нужда отметить, что Ангел-хранитель помогает и советует только в определенном ему диапазоне. В отношении же, например, брака, т.е. вступать в него или нет, и за кого выходить замуж, он не может давать советы, ибо это не по его природе и теме. В крайнем случае Ангел может лишь известить волю Божию, если Богу угодно будет помочь кому-то конкретным откровением по данному вопросу.
Что касается человеческого опыта, рассуждения и совета, то он может быть таким: действительно для всей вселенной грядут страшные времена и великие скорби и беды. Это обстоятельство заставляет нас хорошо продумать свой выбор в отношении имения детей. С одной стороны, для взращивания детей еще есть время. С другой, Священное Писание преподносит нам в помощь разные советы в этом деле. Святой Апостол Павел из жаления людей советует оставаться одному и не заводить детей, ибо от этого будут скорби по плоти:
1 Кор.7:
"25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.
26 По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.
27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие".
О каких скорбях по плоти идет речь? О смертях детей на глазах и руках родителей от грядущих скорбей.
В другом месте апостол Павел говорит уже не совет, но извещение от Лица Духа Святого:
1 Тим.4:
"1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
3 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением".
Кажется, что в этих двух утверждениях апостола есть противоречие. На самом деле это не так. Ясное говорение Духа имеет приоритет перед советом апостола. Дух предупреждает нас, что те, кто в последние времена будут запрещать вступать в брак, есть лжесловесники, которые обольщены бесами и учениями бесовскими. Т.е. запрета вступать в брак и иметь детей в последние времена от Бога нет. Своим советом апостол не запрещает вступать в брак и иметь детей, но предупреждает, что при этом будут скорби по плоти. При этом должно помнить, что апостол Павел утверждает, что женщина спасается чадородием. А коль так, то отнятие чадородия может отнять у некоторых женщин возможность спастись.
К этому следует добавить о наличии такого парадокса в вопросе деторождения: если все верные и истинные христиане последуют совету апостола Павла "не вступать в брак и не рожать детей", то Церковь Христова не будет прирастать людьми и размножаться будут только неверные. Но при таком подходе трудно будет набрать определенное Богом число спасенных людей, что влияет на отдаление срока кончины мира сего. Если же кончина отодвигается, то почему бы не завести детей? Если же верные будут активно заводить детей, то срок кончины мира быстро приблизится.
Итак, в отношении выбора "иметь или не иметь детей" можно сделать такой вывод: кто жалеет себя и ищет удобства себе, тот пусть последует совету апостола Павла и остается один (одна), и без детей. Кто же не боится самого страшного на земле – увидеть и пережить возможную по причине всеобщих скорбей смерть малолетнего своего ребенка (или детей), понимая, что они таким путем спасутся и войдут в царство небесное – тот пусть вступает в брак и заводит как можно больше детей! Я лично поддерживаю этот выбор, полагая, что он годится более для сильных и мужественных людей, а одиночество (кроме случаев хранения добродетели девства) это удел немощных.