Вопрос №229
Что-то не так в ирмосе?
Александр
13/05/2002
В одном из ирмосов есть слова: "Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестообразныма моисеовыма рукама, амаликову силу в пустыне победил есть". Сказать "Моря чермную пучину" - всё равно, что сказать, к примеру, «моря каспийскую пучину». "Чермное" (Красное) - собственное имя. "Крестообразныма моисеовыма рукама" - Моисей руками прообразовательно изобразил крест, но руки у него были нормальные, а не крестообразные.
Что-то тут не так?
Ответ отца Олега Моленко:
Александр, если тут что-то не так, то только у вас, но никак не в Церкви! Ставить себя выше Церкви или экспертом по истинности церковных богослужений и прочего есть вид гордости и безумия. Лучше бы было сомневаться в себе, в своем восприятии и понимании и смиренно вопрошать о вразумлении.
Что касается выражения ирмоса "Крестообразныма моисеовыма руками", то оно богодухновенно и потому точно и прекрасно! Само собою разумеется, что руки у Моисея были нормальными. Но именно этими благословенными Богом руками Моисей во время битвы израильтян с Амаликом прообразовывал крест Господень, держа их вытянутыми в стороны параллельно земле. Поэтому слово "моисеивые" означает, что руки принадлежали Моисею, а слово "крестообразные" означает что Моисей распростер их КРЕСТООБРАЗНО, т.е. так, что они вместе с телом стоящего на горе Моисея составляли крест. От этого они и именуются КРЕСТООБРАЗНЫМИ, ибо образуют крест. Если же опустить руки, то образа креста уже не будет. Можно изобразить образ креста путем скрещивания рук на груди, как мы это делаем или видим у причащающихся мирян, но не так было у Моисея. Его руки поддерживали Аарон и Ор:
Исход 17:
9 Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий (т.е. крест Господень) будет в руке моей.
10 И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; (т.е. мы употребляем в борьбе с бесовскими помыслами имя Иисуса Христа, которое и сражается за нас. Сами же мы должны висеть на кресте молитвы.) а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма.
11 И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик;
12 но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него (т.е. твердую веру в Божество Иисуса Христа и в силу Его имени) , и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца.
13 И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. Слово "крестообразные" не принадлежит к качеству рук (т.е. что руки сами из себя составляли крест или имели изображения креста на себе). Это как пословица про мастера с "золотыми руками" вовсе не означает, что его руки из золота.
Если же брать духовную суть богослужебных текстов, которые прилагаются к внутреннему человеку, то все внешние исторические события и действия, в том числе с участием Моисея, имеют определенный духовный смысл, что разъясняют нам святые отцы Церкви. Так, выход из Египта под руководством Моисея и Аарона означает выход души из плена бесовского и служения греху под руководством богопросвещенного ума и истинного священства. Битва "ума"-Моисея с Амаликом-"нечестивыми помыслами" происходит при помощи Креста Господня, но не того Голгофского Креста в буквальном виде, а того, который мы сами образуем в своем правильном покаянно-молитвенном подвиге, сораспинаясь Христу на кресте молитвы! В этом случае "руками" для нас являются ум и сердце, которые нуждаются в поддержке от руководства благодатным словом Божиим (Аарон) и благодатными церковными таинствами (Ор).