Вопрос №2301-1
О покаянии
Александр Дягилев
, Томск, Россия
15/06/2006
Батюшка, благословите!
У меня несколько неясностей:
1. Когда я прошу покаяния - я прошу помощи в делании непрестанной молитвы, очищения помыслов и терпения находящих скорбей?
2. Когда человек просто печалиться или скорбит о грехах, то значит он уже имеет сердце сокрушенное, которое Бог не уничижит, или только тогда он имеет такое сердце, когда готов заплакать, разрыдаться о своей погибели?
3. В одной из проповедей Вы говорите просить Господа "оживить, просветить и избавить от нечувствия". Оживить - воскресить мертвый для Бога дух? Просветить - даровать человеку ясно видеть и понимать духовные предметы и путь спасения? Избавить от нечувствия - от нечувствия своей погибели, от нечувствия к словам молитв, вообще от дебелости?
Ответ отца Олега Моленко:
1. В том числе и этого. Но покаяние это не только указанные делания, но и доставляемое ими качество, состояние духа, души и ума. Не зря же Церковь научает нас вопиять: "Покаяния двери отверзи мне Живодавче Христе"! Почему речь идет о дверях? Потому что за этими дверями нас ожидает новое качество благодатное покаяние, как благодатью даруемое состояние качество кающегося человека. До двери понуждение и обучение, а за дверями благое изменение и смирения достижение.
2. Печаль или скорбь о грехах является частью покаяния и большой святыней, если кающийся человек носит ее должным образом. Но это еще не является состоянием сокрушенного и смиренного сердца, о котором говорит в 50 псалме святой Давид. Такое сердце есть плод многотрудного и долгого пути покаяния, о чем хорошо сказано в Великом каноне святого Андрея Критского. Это и есть тот блаженный плач, о котором говорил Христос в Нагорной проповеди. Этот плач прочно соединен с нищетой духовной, из нее исходит и к ней возвращается. Этот плач плач жизни и жизни проявитель.
3. Правильно понимаешь. Вот бы еще и стяжать тебе все это на самом деле!