Вопрос №231
Вопрос по 6-ой главе Евангелия от Иоанна
Виктор Перепелица
14/05/2002
Батюшка, благословите!
К вопросу Михаила Жарова № 216.
В той же 6-ой главе (Ин. 6,65) "И сказал: для того и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не будет дано ему от Отца Моего" Как это перекликается с 44 стихом?
С уважением
Виктор
Ответ отца Олега Моленко:
Бог благословит тебя, Виктор!
Твой вопрос действительно перекликается с вопросом Михаила. В 65 стихе Господь повторил ту же фразу, которую Он сказал в 44 стихе, только по другому поводу: по поводу ропота на Его слова о необходимости вкушать Его плоть и пить Его кровь для духовной жизни.
Посмотрим весь контекст с 44 по 66 стихи:
Ин.6:
43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.
44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.
46 Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.
47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
48 Я есмь хлеб жизни.
49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Мы видим, что опять ропот (на слова о необходимости причащаться Тела и Крови Христовых) понудил Господа повторить духовный закон, высказанный несколько ранее (стих 44) по поводу Его слов равнозначущих, что Он есть Бог. Поскольку люди, которые противились словам Господа, выражая это противление посредством ропота, этим самым явили свое внутреннее неверие Богу (формально, может, они в Бога-то и верили), то Господь, обличив их состояние словами "не ропщите между собой" (к 44 ст.) и "это ли соблазняет вас" (к 65 ст.) привел в подтверждение духовный закон, объясняющий глубинную причину этого особого богопротивленческого состояния некоторых людей, которое передается словом НЕВЕРИЕ.
Этот духовный закон следует понимать и применять только в русле данного Господом жизненного обличения, а не рассматривать как философский или абстрактный вопрос. Сравнивая 44 и 65 стихи, мы видим, что в первом случае сказано:
44 Никто не может придти ко Мне, если НЕ ПРИВЛЕЧЕТ его Отец,, а во втором:
65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если ТО НЕ ДАНО БУДЕТ ему от Отца Моего. Мы видим, что решение Отца о приведении человека к Сыну отмечено по разному: ЕСЛИ НЕ ПРИВЛЕЧЕТ человека К ИИСУСУ ХРИСТУ, КАК К БОГУ ОТЕЦ НЕБЕСНЫЙ = ЕСЛИ ПРИДТИ К ИИСУСУ ХРИСТУ, КАК К БОГУ НЕ ДАНО БУДЕТ человеку ОТЦОМ НЕБЕСНЫМ. Выделим главную разницу: НЕ ПРИВЛЕЧЕТ и НЕ ДАНО БУДЕТ. Речь идет об одном и том же, но рассматриваемое с разных сторон: 1 - по направлению к Отцу; 2 - по направлению от Отца.
Если человек страждет духом внутреннего неверия и не видит Бога в делах Его ни в книге творения Его (во вселенной), ни в себе (как в образе Божием) и НЕ ПРИВЛЕКАЕТСЯ Его красотой, мудростью и совершенством, то этим самым ему и НЕ ДАЕТСЯ от Отца Бога-Ума придти нутренне и духовно (внешне и Иуда предатель пришел) к Сыну Богу-Слову.
На языке человеческих понятий можно сказать так: что не имеющий ума - не имеет и слова; или, не верящий в ум и не видящий его - не верит и в слово от ума рождающееся.
Но ни в коем случае не должно мыслить богохульно в этом вопросе, полагая, что Отец небесный может только по Своему произволу и хотению, одному дать, а другому не дать придти к Сыну. Отец милосердный хочет и готов дать это величайшее благо всем и каждому, но не все и не каждый этого желают, как и не каждый готов. Вот почему результат, который находится в руках Божиих, на самом деле зависит ТОЛЬКО ОТ ЧЕЛОВЕКА!
Поэтому данными словами Господь ОБЛИЧАЕТ подобное состояние неверующего, не желающего и не достойного человека.
В не давании Отцом святыни "псам" (так именуется эта категория людей Господом) проявляется не только справедливость Божия, но и Его милость, ибо этим Он избавляет даже "псов" от вящего осуждения за попрание святыни веры.