Вопрос №2318
О добрых и злых делах и о суде Божьем
Сергей
, Минск, Беларусь
21/06/2006
Здравствуйте, уважаемый отец Олег.
Подскажите, пожалуйста, ответ на такой вопрос. Возможно ли такое, чтобы Бог поддерживал, помогал и защищал человека, исходя из того, что количество совершенных им благих поступков значительно превышает количество совершенных не благих поступков, в частности нарушений (несоблюдений) некоторых запретов и ограничений установленных Богом? Другими словами, выгоден ли такой союз: "Я (Бог) его (человека) поддержу, так как пользы (хорошего) от него значительно больше чем совершенного зла (плохого)".
Мои рассужения: возможно Он (Бог) поддерживает его (человека) в надежде (либо давая ему шанс) на то, что человек станет на праведный путь в "полном объеме". И если это так, то как долго Он (Бог) не оставит его, предоставляя шанс(ы) исправиться?
С уважением, Сергей.
Ответ отца Олега Моленко:
Лично меня внутренне коробит, когда к Личности Господа Бога подходят подобным образом, т.е. отвлеченно, и в то же время, с поиском какой-то личной выгоды. При этом пытаются в своем сознании из Бога делать некоего банкира или счетовода, который сидит на небе и считает количество добрых и злых дел каждого человека.
Главный вопрос нашей земной жизни это достижение личного спасения заслугами Иисуса Христа, Сына Божьего. А об этом спасении Сам Христос сказал:
Мф.19:
"25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно".
В другом месте Писания (см. псалом 50) пророк Давид Духом Божьим сказал, что никто из людей не оправдается на суде Божьем, если Бог будет судить людей по правде Своей.
Мы не можем судить вместо Бога о Его действиях, судах и мыслях, ибо Он для нас непостижим, в том числе и в мыслях Своих, как Он Сам нам это открыл:
Ис.55:
"8 Мои мысли не ваши мысли, ни ваши пути пути Мои, говорит Господь.
9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших".
Принятие этой истины освобождает нас от увлечения страшной прелестью пытаться мыслить за Бога или постигнуть Его судьбы.
А в отношении непосредственно добрых дел приведу по памяти мысль преподобного и Богоносного отца нашего Симеона Нового Богослова, который отметил, что если ты, например, 100 раз подал нуждающемуся человеку милостыню, а в 101-й раз не подал, то будешь осужден как презритель Христа. При этом те 100 милостынь не будут уже иметь никакого значения, ибо ты пойдешь во ад не за арифметические подсчеты, а за то, что конкретно оскорбил Господа Иисуса Христа в лице своего ближнего.
И, наконец, можно посмотреть на примеры судеб людей, имевших место в истории или в нашей жизни. Мы находим, что иногда люди, делавшие много добрых дел, почему-то забирались Богом в молодости, а злодеям попускалось жить долго.
Вот почему возможно и выгодно иметь один союз с Богом путем заповеданного Им покаяния. Суть покаяния заключается не в доброделании и не в преобладании количества благих дел над злыми, а в реальном богоугодном изменении себя спасительной благодатью Господа Бога.