|
|
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
|
|
|
Вопрос №2323-1
Что переживает благочестивый и верный человек от причастия Святых Таинств?
Владислав
, Вильнюс, Литва
22/06/2006
Мир и спасение Вам, отец Олег! Прошу, вразумите по следующему вопросу. Что должен и может чувствовать благочестиво настроенный, со смирением и страхом Божьим прихожанин после причащения Святых Христовых Тайн у благодатного священника в Церкви Христовой? Понимаю, что этот вопрос следовало бы задавать пастве, но хочу задать Вам, так как Вы духовный отец многих. Спасибо.
Ответ отца Олега Моленко:
И тебе мира и спасения, Владислав.
Долг и возможности в даном деле вещи различающиеся. Благочестивый и верный человек может чувствовать все, что ему даст в этот раз Господь Бог в меру его возможностей. Мера же эта зависит от духовного уровня и сегодняшнего состояния человека. Долг же или, лучше сказать, минимальное требуемое Богом и бываемое от причастия Святых Таинств (ибо Он непременно дает ощутить это своему верному и благому рабу) переживание или благодатное состояние заключается в том, что человек замечает в себе несвойственные его обыкновенному состоянию качества и ощущения. Вот это подымающее причастника над обыденностью духовное переживание и является главным отличием и, вместе с тем, признаком благодатного причащения. Конкретно у каждого причастника оно может проявляться многообразно, различаясь как между причастниками, так и у одного и того же причастника при каждом его причащении.
Наиболее частыми переживаниями являются, например, такие:
- необыкновенный мир помыслов;
- необыкновенная умиротворенность в душе, тишина и сладостный покой;
- легко держимое непрестающее покаянное, и вместе с тем, благостное чувство, именуемое умилением;
- сокрушение сердца и непринужденный плач;
- необыкновенное смирение и смиренномудрие, легко дающее человеку почитать себя много худшим других людей, доходящее до видения себя мерзостью, а прочих людей святыми ангелами;
- видение и ощущение своей греховности, немощи, мерзости и ничтожества пред Богом, далекости от Него, не приводящее в отчаяние, но дающее ревностное желание и силы к благому изменению себя покаянием;
- глубокое чувство своего недостоинства пред Богом, не видящее своих добродетелей, но приписывающее все доброе в себе единому Богу;
- желание молчания и уединения;
- ревность о своем спасении и делании добродетелей;
- необыкновенная радость от надежды на спасение;
- необыкновенная расположенность к молитве, не требующая ни малейшего понуждения и доходящая до неутолимой жажды и ненасытимости молитвой;
- расположенность к чтению Писания, отцов Церкви и рассматриванию духовных предметов;
- жажда покаяния и исправления себя, и крайнее желание чистоты;
- отсутствие похотствования мирских благ и охлаждение к миру сему со всеми его предрассудками и обычаями;
- необыкновенное благоговение к ближнему, позволяющее причастнику легко смиряться пред ним, предпочитать его себе, носить его немощи, примиряться с ним в случае нанесения им обид и, в конце концов, расположенность отдать за него свою жизнь или пролить за него, если понадобится, свою кровь по капле;
- необыкновенная цельность во всем естестве и благостность;
- благодарственное по отношению к Богу настроение;
- непреодолимое стремление к Богу и всему божественному;
- отсутствие уныния и всякой печали (кроме печали по Богу);
- необыкновенное внимание и ясность ума, делающие его способным на умозрения и видение посылаемых Богом умозрений (это бывает у преуспевшего в покаянии и молитве верного);
- легкое перенесение обид, скорбей и неприятностей с благодарением за них Богу;
- необыкновенное терпение;
- ревностное желание творить волю Божью и угождать единому Богу, и т.д.
|
|