Вопрос №2340
О полной и краткой Иисусовой молитве, о внимании, об уврачевании ума, о соединении ума с сердцем
Daniil
, Moscow, Russia
04/11/2006
Здравствуйте, отец Олег.
1) Можно ли молиться, то краткой, а иногда полной Иисусовой молитвой, в зависимости от обстоятельств?
2) Самое главное в молитве – это внимание?
3) И самое трудное и важное – это нудить себя к вниманию в молитве?
4) Понуждение к вниманию в Иисусовой молитве – это и есть покаяние или как бы основа и суть покаяния?
5) Вы не знаете, Силуан Афонский молился краткой или полной Иисусовой молитвой?
6) В первом томе преподобного Симеона Нового Богослова, в девятом слове говорится: “Эта болезнь нередко скорее врачуется в простейших и неученых, нежели как в ученых и умудренных наукою” (1 том, стр. 85, изд.1892г.). Значит ничего сложного нет, т.е. суть спасения проста?
7) Когда уврачуется ум, то что происходит дальше?
8) Соединение ума с сердцем и уврачевание ума - это одно и тоже?
Слава Господу Иисусу Христу, за Ваши труды!
Ответ отца Олега Моленко:
1. Молиться так можно. Но вопрос в другом а полезно ли частая перемена молитвенной формы? Отцы говорят, что не полезна. Деревья, часто пересаживаемые в новые места, не укореняются говорят святые отцы потому перемена молитвы допустима лишь самым новоначальным по их немощи. Кто же может держать неизменно одну полную форму Иисусовой молитвы, тот пусть держит, ибо так он скорее и надежнее преуспеет.
2. Для новоначального внимание самое главное.
3. Это верно для новоначального в подвиге покаяния и молитвы.
4. Если ты будешь внимателен, когда едешь за рулем автомобиля, то это помогает тебе избежать столкновений и т.п., но никак не способствует собственно движению автомобиля. Так и в духовной жизни внимание есть необходимое средство для покаяния и преуспеяния в духовной жизни, но не есть само покаяние или эта жизнь.
5. Силуан Афонский не молился, а пребывал в прелести и произносил общеизвестную молитву по четкам. Многие произносят молитву, но мало кто молится по-настоящему.
6. Действительно, спасение как это указывал святитель Игнатий Брянчанинов очень просто. Но мы стали столь сложны и лукавы, что нам нужно самое тщательное руководство опытного делателя.
7. Ты сперва уврачуй, а там узнаешь. Впереди еще битва за уврачевание души, духа и тела.
8. Нет, это не одно и то же. Сперва должен уврачеваться ум, затем сердце и лишь затем Бог соединяет их Духом Своим Святым.