Вопрос №2419
Как правильно понимать заповедь "Не судите, да не судимы будете"?
Александр Ск
, Киев, Украина
18/12/2006
Здравствуйте, о. Олег.
У меня есть такой вопрос.
Как правильно понимать заповедь "Не судите, да не судимы будете" (Мф.7,1)?
Если мы не будем никого осуждать за неправильные поступки, то кем мы будем не судимы? Людьми? Нет. Богом? Тоже вроде нет. А кем же тогда? Или что имеется в виду в этой заповеди?
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Александр.
Эта заповедь направлена вовсе не против людского суда, без которого мы не можем обойтись. Она призывает нас к великой ответственности в деле вынесения окончательного суда в отношении того или иного человека. Разуметь ее должно так: "Не судите своим судом из своего падшего и греховного состояния в отношении того или иного человека, ибо ваш суд чаще всего бывает неправым и ошибочным. К тому же, такой суд, по правде Божией, поставляет осудившего человека под равное осуждение. Ты строго судил и с тебя Господь также строго взыщет".
Вот почему эта заповедь не отвергает суд вообще (ибо в другом месте Евангелия Господь говорит нам заповедь:
Ин.7,24: "Не судите по наружности, но судите судом праведным"),
но призывает к величайшей осторожности и благоразумию и предлагает повлиять на суд Божий над нами в сторону милости устранением себя от неправедного суда над другими людьми. Праведный же суд, который подвластен лишь праведникам Божьим, вполне допустим и необходим.