Вопрос №2438-2
О сновидениях, в которых человеку являются образы его умерших родственников
Алексей
, Оренбург, РОССИЯ
15/04/2007
Здравствуйте, Батюшка!
У мамы моего друга на Пасху были страшные сны! Сначала во сне явилась вся умершая родня. Они требовали, чтобы она пошла с ними. Она согласилась, но тут же сказала, что ей обратно надо. Они её упорно не пускали, крепко держали за руки и куда-то тащили. Но всё же она вырвалась. Потом она видела себя в каком-то склепе на трупе. Подходит сзади человек и приставляет нож к горлу. Подходит другой, и они начинают её резать. Это всё было во сне, а вот кричала и плакала она наяву! Слава Богу, сейчас всё нормально!
Разъясните, батюшка!
Ответ отца Олега Моленко:
К сожалению, состояние сна и бываемые сновидения не являются для нас хорошо известной и понимаемой областью. Отцы научают нас очень осторожно относиться к своим сновидениям и не доверять им по причине бывающих во сне обольщений и искушений от бесов. Но никто из отцов не объяснил нам природу сна и сновидений. Да, увы, грехопадение наше сказалось и на области сна, и бесы получили власть в наших сновидениях. Тем не менее, Господь Бог, святые Ангелы и святые Его угодники тоже могут использовать наши сновидения для нашей пользы. Но, похоже, что в описываемом тобой случае мы имеем дело не с указанными выше видами сновидений, а с чем-то другим. Ясно, что Бог попустил быть этим сновидениям, но не ясно, кто их принес. Я думаю, что подобный род сновидений есть некое неизвестное свойство нашей безсмертной души, которая каким-то непостижимым для нас образом поддерживает связь с усопшими родственниками. Именно на этом свойстве души и незнавших Божиего откровения людей создавались культы умерших предков и писались различные "книги мертвых".
Но вернемся к данному виду сновидений, т.е. когда человеку являются образы его умерших родственников. Этот вид сновидений нельзя отнести ни к страстным снам, ни к бесовским видениям, ни к отражению дневных впечатлений, ни к воображению. Более того, замечено, что подобный вид сновидений есть весьма распространенное и постоянное явление. Он распространен у разных людей практически всех народов, различных верований и в разных странах. Т.е. такое сновидение может быть у любого человека независимо от расы, пола, национальности, веры и всего прочего. Вот эта всеобщность и уникальность подобного рода сновидений удивляет и впечатляет меня весьма сильно. Но эта же всеобщность и неповторяемость подобных сновидений у различных людей во все времена позволяет нам обратить на них серьезное внимание и осмыслить это явление.
Замечено два типа подобных сновидений.
- Один когда просто приходят образы умерших близких, но они не зовут видящего сон человека с собой и не тянут за собой.
- Второй когда образы умерших родственников зовут или тащат сновидца за собой.
Подобное мы имеем и в описанном тобой случае. При этом поражает реальность переживания и неизгладимость остающегося от подобного сна впечатления. Предварительно можно сделать такой вывод: данный вид сновидений является для видящих его людей предупреждением о грозящей (в первом случае) или приближающейся (во втором случае) смерти. Это предупреждение получается во время сна в безсознательном состоянии человека посредством неизвестного нам способа восчувствования души данного человека, который отражает реальную и непрекращающуюся связь с нашими умершими родственниками. Неслучайно Святая Церковь благословила своим верным поминать своих усопших родителей и родственников первыми, а дни особого поминовения усопших именуются родительскими.
Следует обратить внимание на то, что подобные сны-предупреждения бывают у людей, не достигших высокой духовности и святости. Святые люди настолько тесно связаны с горним миром, что не нуждаются в подобного рода предупреждениях. Прочим же людям не надо проходить мимо таких предупреждений. Лучше всего серьезно принять подобное предупреждение, усилить свою молитву, покаяние, исповедаться, причаститься Святых Тайн и всячески приготовиться к исходу из этой жизни. Если же милостью Божией смерть обойдет человека на сей раз, то надо возблагодарить за это Бога, даровавшего время на покаяние и очищение, отдаться делу покаяния всецело и жить так, как будто можешь умереть каждый день. А разве это не так?