Вопрос №2455
Можете ли вы прокомментировать недавнее решение Ватикана об отмене Лимба?
Александр Ск
, Киев, Украина
23/04/2007
Здравствуйте, о. Олег.
Можете ли вы прокомментировать недавнее решение Ватикана об отмене Лимба? И что об этом писали святые Отцы Православной Церкви?
Ответ отца Олега Моленко:
Римо-католическое учение о "лимбе" есть плод безблагодатной попытки разрешить рационалистическим подходом и плотским умом вопрос о посмертной участи некрещеных младенцев и некоторых некрещеных лиц из язычников.
Вот заметка о лимбе из энциклопедии: "ЛИМБ (лат. limbus – рубеж, край), в католическом вероучении, промежуточное состояние или место пребывания не попавших на небеса душ, не совпадающее, однако, с адом или чистилищем. В схоластической теологии термин «лимб» употребляется в двух смыслах. Во-первых, им обозначают места (или состояния) временного заточения, в котором души праведников, умерших до вознесения Христа (в частности, души ветхозаветных патриархов, пророков и св. Иосифа Обручника), пребывали до тех пор, пока Христос, вознесшийся на небеса, не открыл рай для людей. Это т.н. лимб отцов. Во-вторых, лимб обозначает постоянное местопребывание (или состояние) душ некрещеных младенцев и тех некрещеных взрослых, которые умерли в первородном грехе, но сами при этом не совершали тяжких грехов. Эти души исключаются из сверхъестественного блаженства созерцания Бога на небесах, хотя, согласно многим теологам (начиная с Фомы Аквинского), они наслаждаются полнотой природного счастья, познавая и любя Бога посредством своих естественных способностей. Это т.н. лимб младенцев.
В Средние века лимб представляли себе как некое место, расположенное на границе ада".
Недавним решением Ватикан "перевел" в своем вероучении души некрещеных младенцев из лимба в рай. Римо-католический Костел официально отменил концепцию существования "лимба" – того места в аду, где находятся души некрещеных младенцев. Подобные перепады в богословских вопросах и важных истинах лишний раз свидетельствуют о том, что Римо-католический Костел находится вне истины и лишен Божьей благодати.
Идея лимба возникла в Западной церкви, по ее отпадении, из необходимости примирить две идеи: о первородном грехе и о личной невинности новорожденных. С одной стороны, не будучи очищенными от первородного греха крещением, младенцы не могут войти в рай, считал традиционный католицизм, с другой же – милосердие и справедливость Божия никак не могут обречь их на адские муки. Римо-католические богословы полагали, что праведники из язычников также находятся в лимбе, и ровно по той же причине.
Православная Восточная церковь не признавала учения католиков о лимбе, как и их учения о чистилище. Вопрос о посмертной участи некрещеных младенцев в православной Восточной церкви до сих пор ясно не разработан и основан лишь на частных высказываниях некоторых отцов и свидетельствах лиц, бывавших Божьим изволением в потустороннем мире.
Общий принцип по вопросу участи некрещеных младенцев, исповедуемый православной Церковью, изложен Св. Григорием Назианзином (329-390). Он первым высказал идею, что некрещеные младенцы не попадут в ад, поскольку сами не грешили, однако, и к славе Божией в полной мере допущены быть не могут.
Были и другие частные мнения некоторых отцов. Так, например, Блаженный Августин (354-430) считал, что некрещеные младенцы попадают в ад, хотя в аду их мучения должны были быть наиболее легкими. Мы не имеем никакого свидетельства, подтверждающего подобное предположение. Принятие подобной идеи неизбежно приводит к такому неправдоподобному выводу: "Бог отсылает души некрещеных младенцев в ад на легкие мучения лишь за их причастность к человеческой природе и первородному греху, соделанному Адамом и Евой. Однако Адам и Ева имели время на покаяние, покаялись и попали в рай, а некрещеные младенцы, не имеющие личных грехов, почему-то лишены возможности покаяния вместе с лишением их жизни и наследуют мучения за грех ныне блаженствующих на небе Адама и Евы". Такое учение не может быть приемлемо любящими Бога людьми, ибо в нем Господь Бог предстает не в виде свободной совершенной Личности, а в виде бюрократа и заложника Своих собственных инструкций.
В уже отпавшей от истины и благодати римо-католической церкви "святой" Фома Аквинский (1226-1274) справедливо отверг это учение Августина и первым стал развивать концепцию лимба.
"Дети, умершие до крещения, попадают в лимб, где они не наслаждаются присутствием Бога, но в то же время и не страдают. Из-за первородного греха, и только из-за него, они не заслуживают рая, так же как ада или чистилища", – писал в 1905 году папа Пий X. В таком виде эта концепция держалась до последнего решения, утвержденного папой Рицингером. В документе, изданном Международной теологической комиссией и утвержденном Папой Римским Бенедиктом XVI, утверждается, что традиционная концепция лимба слишком ограниченно отражает идею спасения. Теперь предполагается, что души умерших младенцев, которых не успели крестить, попадают в рай.
Если концепция лимба была спорной и не имеющей ясного подтверждения, то новая концепция прямо противоречит словам Господа Иисуса:
Ин.3:
"3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух".
Эти слова Господа, прилагаемые в отношении младенцев и детей, показывают важность их крещения и опровергают ложь учения протестантствующих о недопустимости крещения детей.
Итак, любой некрещеный человек, в том числе и внутриутробно убиенный младенец или умерший во младенческом возрасте, по непреложному духовному закону и Божественному установлению не может:
- увидеть Царствие Божие;
- войти в Царствие Божие.
Под Царствием Божьим должно разуметь как духовное благодатное состояние (стяжание Духа Святого), так и местопребывание спасенных душ.
Мы видим, что речь не идет об отсылании некрещеных младенцев в ад на мучение, но лишь о недоступности для них Царствия Божьего.
Поскольку мы из Божественного откровения не знаем никакого другого места кроме Царствия Небесного, Земли в ее нынешнем временном виде и ада, находящегося в центре Земли, то не знаем, куда можно поместить умерших не крещенными (или ложно крещенными, например, в "РПЦ МП") младенцев. В Царствие Небесное они попасть не могут по причине их природной причастности к первородному греху и падшему состоянию их человеческой природы, что изменяется лишь по совершении истинного таинства Крещения. На Земле они тоже не могут пребывать по общему закону об умерших душах. Таким образом, пользуясь методом исключения, мы неизбежно приходим к концепции Блаженного Августина т.е. можем полагать, что души умерших некрещеными младенцев попадают в ад на самое малое мучение, ибо больше определить их как бы некуда. Но подобное допущение для нас недопустимо, ибо оно хулит Всеблагого Бога.
Каково же разрешение данного вопроса? На самом деле, мы далеко не все знаем о потустороннем мире, и нам вовсе не открыты все тайны Царства Небесного. Вот почему нам должно всячески избегать пытаться разрешать подобные сложные и недоступные нам богословские вопросы на основании лишь известных нам на сегодня истин.
Осторожно, гадательно и как сквозь тусклое стекло мы можем на основании известных истин и допущения существования многих других пока неизвестных нам истин говорить о посмертной участи некрещеных детей примерно так:
По неложному указанию Господа Иисуса Христа не рожденные от воды и Духа в церковном таинстве Крещения младенцы не могут увидеть или войти в Царствие Божие. Но это вовсе не означает, что они непременно отправляются в ад на мучение. Можно предположить, что Всемогущий Бог определил для душ внутри чрева убиенных и некрещеных младенцев особое место, о котором нам доподлинно ничего неизвестно. Мы можем утверждать, что поскольку эти младенцы не сами лишили себя крещения, но были лишены его взрослыми людьми, постольку по милости Божией они могут ожидать дарования им Богом возможности выявить свое отношение к крещению. Те, кто из них примут веру и крещение, спасутся. Для самостоятельного принятия веры и решения о крещении, а также самого крещения младенцы должны быть взрослыми людьми.
Для принятия крещения убиенными во чреве и прочими умершими младенцами могут быть реализованы две известные нам на сегодня возможности:
- крещение в период особого тысячелетнего периода на земле, когда сатана и бесы его будут полностью связаны, а смерть умалена и ограничена;
- крещение по всеобщему воскресению людей, когда все умершие младенцы восстанут в новых телах и во взрослом возрасте.
По отношению ко второй возможности на прощение грехов и исправлении положения и вечной участи в этот период указывают такие слова Господа:
Мф.12:
"31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем".
Время Страшного Божьего Суда относится к будущему веку! Если в это время может быть прощение даже для некоторых хулителей Сына Человеческого, то почему не может быть прощение первородного греха путем совершения таинства крещения над некрещеными взрослыми людьми, умершими не крещенными младенцами? Крещение невозможно совершать над умершими людьми, но на Страшном Суде они предстанут не душами, а воскрешенными людьми. Что и кто может помешать желающим из них принять святое крещение? Истинных исполнителей таинства будет в это время предостаточно. Таким образом существующая ныне дилемма и антиномия в отношении умерших не крещенными младенцев будет разрешена милостивым и Всесовершенным Господом Богом. Они из-за младенчества своего не будут отправлены во ад, но использовавшие возможность креститься наследуют с праведными Царство Небесное.
Временное положение до Страшного Суда душ умерших не крещенными младенцев для нас, подвизающихся о своем спасении, не важно. Нам важно стараться крестить поскорее тех младенцев, над которыми Бог даровал на власть.
Концепция лимба была лишь одной из проб догадаться об этом их положении. Должно отметить, что это была не самая худшая догадка у римо-католиков. Теперь, отвергнув эту концепцию, они погрешили через "непогрешимого" в вопросах веры "папу" куда более.
Люди, не пытайтесь быть милостивее и умнее создавшего вас Господа Бога!