Вопрос №2469
О священноиноках Афона
Александръ
, Москва, Россия
03/05/2007
В вопросе 293 (http://www.omolenko.com/293.html) Вы сказали, что в 2001 году были на Афоне и "На Афоне есть священники, стоящие в истине и благодати".
Так всё же, знаете вы лично кроме себя ещё священников, стоящих в истине?
Ведь если целый монастырь Эсфигменский есть на Афоне, то почему Вы всё время говорите, что не встречали других священников, всё ещё не отпавших от Православия?
Ответ отца Олега Моленко:
Александр, Вы вырвали приведенные Вами слова из их контекста и из смысла всей статьи и предали им несуществующее значение. Я нигде в этом ответе не говорил, что лично знаю на Афоне каких-либо священников или монахов, стоящих в истине и благодати. Я говорил в общей и предположительной форме, что такие неизвестные миру ( а стало быть, и мне) люди могут быть и, скорее всего, есть.
Вот мои слова: "Есть также еще отдельно живущие отшельники и неизвестные миру святые старцы. Вот ради них и ради приходящих паломников (например, в прошлом 2001 г. я был с двумя братьями во Христе) и сохраняется дивный образ".
А вот еще:
"Насчет исповеди и причастия, то у Бога есть много возможностей. На Афоне есть священники, стоящие в истине и благодати. Есть неизвестные миру святые в священном сане. Возможны в особых случаях посещения для исповеди Иоанна Богослова и других иерархов с Неба. Достойных монахов, когда они не имеют священников или возможности причаститься, перед смертью причащает преп. Онуфрий Великий, а мирян св. великомуч. Варвара. Причащать могут и святые Ангелы, как мы это видим в житиях святых и патериках. Главное - пребывать в истинном покаянии и молитве, все остальное смиренно доверив Богу, и Он милосердный попечется о необходимом для нас.
Один преподобный, за неимением священника и человека вообще, исповедывался Богу, призвав во свидетели дерево, и Бог принял его исповедь!
Если по воле (попущению) Божией нет возможности нормально участвовать в таинстве исповеди, то Бог и не взыщет за это. Искреннее поболение о грехах своих, ненависть к ним, желание больше не грешить, сильное покаянное чувство, сокрушение сердца и блаженный плач, при терпении скорбей и искушений за делание покаяния и за верность Господу вполне заменяют плоды таинства Исповеди, а вот без них само таинство не может состояться".
Из контекста видно, что речь в приведенном отрывке идет о возможности исповедываться и причащаться. При перечислении этих возможностей я употребил все то, что может иметь место от возможных, но неизвестных мне реальных священноиноков, стоящих в истине, до дерева и чудесных способов совершения исповеди. Если бы я точно знал живых священников, то не было бы нужды писать в отношении исповеди о дереве или небожителях.
В Эсфигменском монастыре я никогда не был и могу судить только о стойкости его насельников в отношении непоминовения в качестве главы церкви отступника и масона в лице современного константинопольского патриарха. Эта их стойкость и мужество вызывают восхищение и поддержку. Но я не могу судить о других их качествах, состоянии духа и прочем необходимом для правильной и полной оценки их духовного состояния. В реальности насельники этого монастыря окружены и изолированы настолько, что никак не могут исповедать других насельников Афона.