Вопрос №2497
Можно ли обезпечить себе спасение, читая каждый день пяточисленную молитву?
Ярослав
, Санкт-Петербург, Росиия
14/05/2007
Здравствуйте, дорогой батюшка!
Благословите!
Господь обещал огромные милости тому, кто прочтет пятеричное правило Богородице на каждый день.
Отче наш и Богородице Дево по разу на каждую скорбь. Всего 5 раз.
Как это понимать? Просто читать это правило каждый день и тем самым обеспечить себе спасение или для этого должны быть какие-то условия? Можно понять и так, что прочитано оно должно быть за каждый прожитый день жизни. Например, если начал читать его в 40 лет, то, если доживу до 80 лет, нужно читать его по 2 раза в день.
Ваш недостойный.
Ответ отца Олега Моленко:
Бог благословит.
Насколько я помню, совет читать пяточисленную молитву и текст самой молитвы давал святитель Дмитрий Ростовский. Он советует читать эту молитву ежедневно, при наличии вражьих страхований. Никакого указания об обезпечении себе спасения посредством чтения пяточисленной молитвы у него нет, да и быть не могло. Обещается особенная помощь Господа и Божьей Матери при напастях и страхованиях бесовских.
Я полагаю, что все существующие подобные поверья о том, что с помощью какой-то молитвы, паломничества или другого средства можно обезпечить себе спасение есть душевредные выдумки обольщенных бесами людей.
Рассмотри сам развитие этой ложной мысли или идеи. По ней выходит, что кто-то ради спасения свой души должен при правой вере пребывать в подвиге покаяния и молитвы, терпеть всякие скорби, бороться со страстями и бесами, идти узким и тесным путем, отвергаться себя и безропотно нести свой жизненный крест, исполнять заповеди Господа и искать царствия Божьего и правды его, а кому-то достаточно взамен этого иметь формальную правую веру и лишь читать ежедневно пяточисленную молитву. Но разве чтение только этой прекрасной молитвы изменяет человека из ветхого в нового, очищает его от греховных помыслов и прочих грехов, избавляет его от страстей? А без этого как можно спастись? Разве слова Господа о том, что не всякий, говорящий "Господи, Господи", войдет в царствие Божие, но лишь творящий волю Отца (т.е. заповеди Божьи), не приложимы к пяточисленной молитве? Итак, эта пяточисленная молитва (как и всякая другая, принятая Церковью к употреблению для верных) лишь дополняет дело спасения, но не заменяет его. Смысл чтения этой молитвы не в том, чтобы верить в то, что ее механическое произношение на всякий день обезпечит тебе спасение, а в том, что постоянное ее чтение на каждый день, при внимании, смирении и благоговении показывает и доказывает всем твою веру и любовь к Матери Божией и твою веру в Ее всемогущее заступничество перед Сыном Ее Иисусом Христом. Такое отношение к Матери Божией не может быть не замечено Ею и ее Сыном и остаться без соответствующей награды. Награда эта состоит в мерном приложении благодати за веру, труд и смирение при возделывании этой молитвы. Благодать эта способствует спасению тем, что она имеет свойство привлекать помощь Матери Божией и милость Ее Сына к молящемуся пяточисленной молитвой человеку. Эта помощь сказывается в отгнании бывающих у подвижника благочестия бесовских страхований и наваждений. Она будет явлена не только в текущей жизни, но и по смерти, при прохождении душой истязаний от бесов на так называемых воздушных мытарствах. Но помощь эта и благодать от возделывания пяточисленной молитвы (как Иисусовой и любой другой) может быть умалена и сведена к нулю (т.е.когда молитва не будет приниматься, а значит, и исполняться данные ей обетования) нерадением человека, оставлением покаяния, работой своим страстям, неблагочестивой жизнью, попаданием в бесовскую прелесть, недостатком смирения, противлением воле Божьей, не говоря уже о потере правой веры или об уклонении от истины.
Таким образом, если человек в целом спасается, то пяточисленная молитва прилагает ему помощь в деле спасения. Но если человек в целом не спасается, то ни эта, ни какая другая молитва не имеют для него никакого значения.